Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Юридическое значение постановлений Европейского суда по правам человека в правовой системе России
Введение
Создание международных механизмов гарантий основных прав и свобод человека является одним из крупнейших достижений мирового сообщества в XX столетии. Эти гарантии нашли свое выражение и закрепление за общемировое признание международных договоров по правам человека, а также специальных органов, уполномоченных осуществлять контроль соблюдения основных прав и свобод человека. Одним из наиболее эффективных среди таких органов является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Венецианская комиссия отмечает, что несоблюдение действий ЕСПЧ нарушает требование выполнения международных обязательств по ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров. Комиссия также заявляет, что возможное заявление о невыполнимости судебного решения ЕСПЧ нарушает статью 46 Европейской конвенции о правах человека, которая является однозначным юридическим обязательством и включает обязательство государства соблюдать толкование и применение Конвенция, принятая Судом по делу против государства.
Но если международные отношения являются сложной структурой между крупными государственными образованиями, то, например, в уголовном процессе индивид действует как субъект одной стороны, защита прав которого, как следствие, требует более законных средств. Одним из таких средств является обращение к наднациональным судебным органам с целью признания факта нарушения, а также восстановления своих прав. Если Конституционный Суд, по просьбе Министерства юстиции Российской Федерации, может признать любое решение ЕСПЧ неосуществимым.
...................
1. Структура имплементации решений ЕСПЧ
1.1. Юридическая сила постановлений ЕСПЧ в российской правовой системе
Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью его правовой системы . Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15). Таким образом, государственные органы, включая суды, в осуществлении правосудия должны руководствоваться не только внутренним законодательством, но и международным правом.
Говоря об обязательном характере судебных решений, целесообразно не забывать, что без него полная судебная защита не задумывается самим Страсбургским судом или Конституционным и Верховным судами России. Таким образом, Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) в своей практике последовательно придерживается мнения о том, что справедливое судебное разбирательство неизбежно подразумевает признание обязательной силы и необходимость обеспечения соблюдения принятого судебного решения, без которого правосудие потеряет свою истинную цель.
Право на суд, гарантированное ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, было бы иллюзорным, если бы внутригосударственное законодательство допускало, что окончательное, обязательное суждение остается невыполненным; трудно предположить, что пункт 1 ст. 6 Конвенции подробно описаны процессуальные гарантии, предоставленные сторонам для справедливого, открытого и быстрого судебного разбирательства, без защиты исполнения судебных решений; толкование Конвенции исключительно с точки зрения доступа к суду и проведения судебного разбирательства несовместимо с верховенством закона; исполнение решения, вынесенного судом, должно считаться неотъемлемой частью «судебного разбирательства» .
..........