Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие конструктивных умений у детей 3-4 лет
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна, так как конструирование традиционно относится к категории специфических для дошкольного возраста видов деятельности и занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Начиная с 60-х годов ХХ века, обучение конструированию рассматривается в качестве обязательной части работы с детьми не только дошкольного, но и раннего возраста: согласно единой в те годы «Программе воспитания в детском саду» в сетке занятий ему отводится 10% времени. Программы нового поколения также предусматривают формирование конструктивной деятельности у детей третьего-четвертого года жизни, что обусловливает сохранение в массовой педагогической практике соответствующих занятий.
Конструирование как продуктивный вид деятельности имеет целью и результатом создание конструкции, являющейся образом того или иного объекта. Чтобы получить желаемую постройку (самостоятельно задуманную или заданную воспитателем), ребенок должен достаточно точно ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, знать основные правила конструирования, уметь выбирать подходящий материал, использовать соответствующие поставленной цели способы действий, контролировать порядок и качество их выполнения.
......................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
1.1. Подходы к развитию конструктивных умений у детей в отечественной литературе
Конструирование (от латинского слова construere) означает вхождение в определенную взаимозависимость разных объектов, частей, элементов.
По своей природе детское конструирование больше похоже на визуальную деятельность. Здания и ремесла детей служат для практического использования (для игр, украшения елки, подарка моей матери и т. д.).
Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей из строительного материала и деталей, изготовление изделий из бумаги, картона, различных натуральных (мха, веток, конусов, камней и т. д.), и мусор (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. д.). Существует два типа конструирования: техническое и художественное.
В исследованиях (М.С. Ишмакова [10], Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова [19, 20], Н.Н. Поддъяков [23] и др.) конструктивная деятельность проявляется как особый вид деятельности детей, которая оказывает значительное влияние на развитие мышления, творческого и воссоздающего воображение, память и внимание. Показано влияние проектирования на развитие личностных качеств дошкольников, таких как творчество, независимость, настойчивость, коммуникабельность. Отмечается, что при создании коллективных структур, ремесел дети учатся вести переговоры друг с другом, распределяют обязанности, собирают необходимые материалы вместе, планируют совместную работу, работают вместе, не мешая друг другу.
...........