Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема интеграции ребенка с ОВЗ в социокультурную среду, проблема равноправной совместной деятельности такого ребенка со здоровыми членами общества в последние годы становится все более актуальной и значимой.
Значительная часть общества не склонна считать ребенка с ОВЗ равным, существует дискриминация в отношении здоровья таких детей, как сверстники и их родители.
Дети с ОВЗ и их семьи, чувствуя порой агрессивное и враждебное отношение к социальной среде, изолированы от общества. Таким образом, на уровне повседневного общения и жизни бывают неблагоприятные социальные условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи большое значение имеет социально-психологическая адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья среди сверстников и окружающих его взрослых.
Сегодня, в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является обязательным направлением работы всех подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации. Также в этом процессе участвуют и специализированные учреждения, ограниченные возможности, здоровья которых могут быть представлены в нескольких категориях: ограничение слуха, зрения, общая интеллектуальная беднота.
...................
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Ограниченные возможности здоровья. Понятие. Классификация
Люди, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), это субъекты общества, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии. Для них требуется создание специальных условий, направленных на преодоление всех сложностей в освоении образовательного пространства.
Категорию лиц с ОВЗ составляют: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, инвалиды.
Понятие «ограниченная возможность» представляет собой потерю или ограничения способностей в виду наличия определенного дефекта. Это возникает в том случае, если деятельность, которая считается нормой для здорового человека, не выполняется в полном объеме ?12, 15 с.?.
Выделяют несколько форм ОВЗ:
Нарушение процессов психического ряда. Данные нарушения связанны с такими изменениями в психике, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и воля.
Нарушения функций языковых и речевых навыков. Данный вид нарушения проявляется в устной речи в таких формах устной, как ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия. Нарушения в письменной речи носят название - дисграфия, дислексия.
Нарушения сенсорного поля человека. Суда относятся все функции обоняния и осязания.
...................