Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Актуальные проблемы в изучении творчества Тургенева в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена значимостью русской классической литературы в формировании самостоятельно и творчески мылящей личности, обладающей высокой духовной культурой. Формирование квалифицированного, творческого, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимающего, эстетически оценивающего литературные произведения, умеющего грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Важную роль в развитии читательской компетенции играет русская классическая литература XIX века: она помогает укреплять в сознании школьников традиционные национальные чувства и убеждения.
Содержание произведений русской классики многогранно, отличается глубиной проблем, многие из которых не утратили актуальности, высокими нравственными идеалами, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием, богатством и выразительностью языка. Сочетание глубины мысли, исследование вечных нравственно-философских проблем, особенности манеры повествования и выразительность языка И.С. Тургенева дают учителю возможность при ознакомлении школьников с его произведениями решать в единстве проблему развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся. Поэтапное развитие читательских умений и навыков обеспечивается непрерывным (с 5 по 11 класс) обращением к изучению произведений русского прозаика.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА В ШКОЛЕ
1.1 Изучение творчества И.С. Тургенева как необходимое условие приобщения школьников к русской классической литературе
Имя И.С. Тургенева входит в золотой фонд национальной литературы, на основе которой осуществляется ознакомление подрастающего поколения с классикой. И это неудивительно, потому что писатель внес значимый вклад в ее развитие. Он не только пытался осмыслить сложные внутриполитические процессы, характерные для России XIX века, но и старался найти выход из того кризиса, в котором страна пребывала не одно десятилетие. Свои размышления он вложил в уста персонажей таких романов, как «Новь», «Дым», «Накануне», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин», рассказов «Записки охотника», повестей «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» и другие. Каждое из них можно назвать жемчужиной словесного творчества. Вот почему приобщение школьников к русской классической литературе осуществляется в том числе с использованием произведений писателя.
Сами школьники относят его прозу к числу тех источников, к которым они чаще всего обращаются. На это указываю выводы широкомасштабного исследования, проведенного в 2016 – 2017 годах в учебных заведениях Москвы, Подольска, Тулы, Оренбурга, Кирова, Челябинска, Пензы. В общей сложности в нем приняли участие 700 человек. ...........