Содержание:
Задания к теме №2
1. Проанализируйте литературную сказку (по Вашему выбору), определив ее жанровую разновидность, соотнеся в ней реальное и вымышленное, назовите присутствующие в ней мотивы (см. материал о мотивах в народной сказке). Объем ответа – 2, 0 (А-4).
2. Вспомнив мотивы, напишите сами сказку на свободную тему, используя те или иные мотивы (мотив наказа царя, мотив отправления в дорогу, мотив выбора дороги, мотив приобретения чудесных помощников, мотив преодоления трудностей и борьбы с чудесными противниками, мотив ложного финала, мотив восстановления справедливости, победы добра над злом). Объем ответа – 1, 0 (А-4).
3. Напишите эссе: «Карты Проппа как средство обучения детей младшего школьного возраста творческому рассказыванию». Объем ответа – 1, 0 (А-4).
Методические рекомендации:
Русский фольклорист В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. Проанализировав структуру народной сказки, В. Я. Пропп сформулировал три принципа:
1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
В основе лежат функции действующих лиц.
2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограничено».
3. «Последовательность функций всегда одинакова».
В свою очередь фольклорист А.Н. Веселовский утверждал, что сказки состоят из одних и тех же мотивов, и дал определение мотива: «Мотив – это простейшая единица сюжета». Функции и мотивы, по сути, совпадают. Функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31. Их-то и называют «карты Проппа»:
1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
2. Запрет, обращенный к герою.
3. Нарушение запрета.
4. Выведывание.
5. Выдача.
6. Подвох.
7. Невольное пособничество.
8. Вредительство или недостача.
9. Посредничество.
10. Начинающееся противодействие.
11. Герой покидает дом.
12. Даритель испытывает героя.
13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
14. Получение волшебного средства.
15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поиска.
16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
17. Героя метят.
18. Антагонист побежден.
19. Беда или недостача ликвидируется.
20. Возвращение героя.
21. Герой подвергается преследованиям.
22. Герой спасается от преследования.
23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
25. Герою предлагается трудная задача.
26. Задача решается.
27. Героя узнают.
28. Ложный герой или антагонист изобличается.
29. Герою дается новый облик.
30. Враг наказывается.
31. Герой вступает в брак.
Задания к теме №3: «Христианский миф»:
1. Подберите художественную литературу к праздникам Евангельского календарного круга. Сделайте выписки. Об одном празднике напишите эссе (описание праздника, обычаи и традиция, отражение в художественной литературе. Можно с иллюстрациями). Не путайте, пожалуйста, с праздниками народными, календарными. (Объем ответа – 1 – 1,5 стр.).
2. Запишите по 2 стихотворения из русской классической литературы на библейские мотивы: богороднические, рождественские и пасхальные мотивы.
3. Проанализируйте «Библейские сказки» Саши Черного и напишите эссе на тему: «Помогает ли знание фактического материала из библейских книг пониманию художественного произведения на религиозную тему) (1,5 стр.).
4. О чем эти цитаты? (1 стр.)
Как будто снова Бог меня переселил
в те дни, когда я точно жил.
Когда не знал я, что на слово «младость»
есть рифма «гадость», а не только «радость».
К чему Творец меня готовил?
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей?
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав «Я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей»
Когда б в покорности незнанья
Нас жить Создатель осудил,
Неисполнимые желанья
Он в нашу душу не вложил.
Он не позволил бы стремиться
К тому, что не должно свершиться.
Он не позволил бы искать
В себе и в людях совершенства,
Когда б нам полного блаженства
Не должно было б вечно знать.
Как жизнь я кончу,
Где душа моя блуждать осуждена,
В каком краю любезные предметы встречу я.
И в мир, где казнь или спасенье
Душа поэта улетит.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным.
Все его страданья происходят оттого.
Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас Иной.
Тому судья лишь Бог да совесть.
Им в чувствах сердце даст отчет,
У них попросит сожаленья,
И пусть меня накажет Тот,
Кто изобрел мои мученья
Душа прорвет свою тюрьму
И возвратится вновь к Тому,
Кто всем законной чередой
Дает страданье и покой.
Но ты свершил свой подвиг мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной (пройденный жизненный путь приравнивается к подвигу).
По небу полуночи ангел летел... (митрополит Анастасий писал об этом стихотворении, что если бы Лермонтов написал только это стихотворение, то он уже заслуживал бы бессмертия).
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием...
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
«Что такое величайшее добро и зло? Это два конца незримой цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга».
«Преграда рушена между добром и злом».
Что такое добро? Зло? Может ли добро оказаться злом, а зло – добром. («И жалкое познанье мне дано, и дорого плачу я за уроки») Что такое «Ложь во спасение»? О чем народная пословица «Честно не всегда уместно»? Почему говорят «Не делай людям добра, не получишь зла»?
На эти и другие вопросы поможет ответить знание библейских книг, наша литература может быть, наконец, прочитана глубже, понята более правильно. И действительно, большую часть текстов нашей литературы – учительницы мы еще не прочитали, не поняли, не задумались о том, что же хотели нам сказать писатели, разгадывавшие загадки бытия.
Задания к теме №4
Рождественские и пасхальные рассказы.
Два великих евангельских праздника дали литературе жанры
рождественского и пасхального рассказов.
У истоков рождественского рассказа лежит «Рождественская песнь в прозе»
Ч. Диккенса. А следом Гофман написал «Щелкунчик», рождественский рассказ.
В русской литературе XIX – XX веков трудно было найти писателя, который
бы не отдал дань рождественским и пасхальным рассказам.
Было написано даже шуточное руководство для молодых писателей «Как
надо писать рождественские рассказы» (1909): «Всякий человек, имеющий руки,
двугривенный на бумагу, перо и чернила и не имеющий таланта, может написать
рождественский рассказ.
Нужно только придерживаться известной системы и твердо помнить
следующие правила:
1) Без поросенка, гуся, елки и хорошего человека рождественский
рассказ не действителен.
2) Слова «ясли», «звезда» и «любовь» должны повторяться не менее
10, но не более 2-3 тысяч раз.
3) Колокольный звон, умиление и раскаяние должны находиться в
конце рассказа, а не в начале его.
Все остальное неважно».
Это, конечно, шутка, но доля правды в ней была.
Однако суть рождественского рассказа состояла в том, что он давал
надежду на исправление человека, на его «перерождение», на то, что все
закончится хорошо, что будут чудеса, что враги примиряться, что добро
воздастся сторицей.
Н.В. Гоголь (а его «Ночь перед Рождеством» также можно отнести к
рождественскому рассказу) считал, что для менталитета русских ближе
Пасха, нежели Рождество? Почему? Можно с ним не согласиться или
согласиться, но проигнорировать тот факт, что для нас ель на новогоднюю
ночь – это елка, тогда как для других христиан ель – это рождественское
дерево. Кроме того, зачинатель христианской философии А.С. Хомяков
(современник П. Чаадаева, М. Лермонтова) перевел в свое время
«Рождественскую песнь в прозе» Диккенса как «Светлое воскресенье»,
перенеся время действие в Россию и поменяв праздники: он заменил
Рождество Пасхой. Кроме того, задача пасхального рассказа показать
одушевление мертвой души, не умершей, а омертвевшей, огрубевшей,
потерявшей все человеческое. Душа должна воскреснуть. Сам Гоголь мечтал
«воскресить» мертвые души своих помещиков от Коробочки до «прорехи на
человечестве» Плюшкине. Но в отличие от Диккенса, воскресить души
помещиков ему не удалось, тогда как Диккенс преобразил «мертвую душу»
своего героя, показав ему прошлой, настоящее, а главное, будущее – видение
своей, никем не оплакиваемой смерти. Но он мечтал об этом.
Рождественский рассказ связан с перерождением души. События в нем
всегда приурочены к дням рождественских праздников, героем часто
выступает ребенок. Часто случается чудо.
Пасхальный рассказ связан с событиям пасхального цикла праздников
(от Прощенного воскресенья до Троицына дня). Обязательный мотив –
воскрешение души. Но не мертвой на самом деле, а омертвевшей,
потерявшей все доброе, светлое и чистое.
Задание к теме №5. Выразительное чтение.
1. Разберитесь со знаками партитуры, дайте образцы их расстановки. Объем ответа – 1(А-4).
2. Существуют правила расстановки логического ударения: например, под логическое ударение попадают однородные члены предложения; логическое ударение ставится на обращение, стоящее в начале предложения и т.д. Запишите эти правила и приведите примеры. Объем ответа – 1, 5 (А-4).
3. Проанализируйте две басни (И. Дмитриева, И. Крылова, С. Михалкова, Б. Заходера – по Вашему выбору) с точки зрения их содержания и выразительности: поставьте знаки партитуры, подпишите эмоции и т.д. Объем ответа – 2, 0 (А-4).
4. Проанализируйте стихотворение Г. Сапгира «Принцесса и людоед, или все наоборот» с точки зрения логической и эмоционально-образной выразительности. Четко определите эмоциональный тон в этом стихотворении. Составьте партитуру хотя бы одной части стихотворения Объем ответа – 2, 0 (А-4).
5. Станьте режиссером: предложите поставить с детьми сказку (небольшую по объему). Дайте детям советы в чтении ролей, выборе интонации.