Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ГОСПОДА: БОГОСЛОВСКИЙ И ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ 5
1.1. Последовательность событий на Голгофе, согласно Четвероевангелию 5
1.2. Адресат, причины и обстоятельства произнесения слов 8
1.3. Христологическое и сотериологическое значение крестных слов Христа 15
1.4. Значение семи слов Христа в контексте Евангелия 19
Глава 2. ТОЛКОВАНИЯ СЕМИ СЛОВ ХРИСТА В ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ 36
2.1. Слово первое: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33-34). 36
2.2.Слово второе: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лк: 23:43) 42
2.3.Слово третье: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, матерь Твоя!» (Ин. 19:26-27) 49
2.4.Слово четвертое: «Или?, Или?! лама? савахфани?? / «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». (Мф. 27:46), (Мк. 15:34) 55
2.5.Слово пятое: «Жажду» (Ин. 19:28) 58
2.6.Слово шестое: «Совершилось!» (Ин. 19:30) 62
2.7.Слово седьмое. Евангелие от Луки. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». (Лк. 23:46) 68
Глава 3. ТОЛКОВАНИЯ СЕМИ СЛОВ ХРИСТА В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ 71
3.1. Слово первое. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33-34) 71
3.2. Слово второе. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лк: 23:43) 71
3.3. Слово третье. «Жено! се, сын Твой. …Се, матерь Твоя!» (Ин. 19:26-27) 73
3.4. Слово четвертое. «Или?, Или?! лама? савахфани?? // «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». (Мф. 27:46), (Мк. 15:34) 74
3.5. Слово пятое. «Жажду» (Ин. 19:28) 76
3.6.Слово шестое. «Совершилось!». (Ин. 19:30) 77
3.7. Слово седьмое. «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». (Лк. 23:46) 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Источники 81
Литература 83
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Семь слов Спасителя на кресте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Постижение последних слов Христа имеет всеобъемлющее значение, поэтому важно раскрыть их смысл в свете экзегезы православных толковников, подкрепленной их духовными рассуждениями, а также соотнесенный с контекстом Четвероевангелия. Чрезвычайно важным является понимание того, что Его последние слова есть подтверждение всей Его жизни и общественного служения. Цель этих слов заключается в том, чтобы исцелить, преобразить, восстановить природу человека примером Своей любви, о которой проповедовал Иисус. Он стал тем долгожданным единственным основанием (1 Кор. 3:11), на котором зиждется христианская вера в преображение человеческого естества и всего тварного мира, а также христианская надежда, что каждый верующий может быть причастен к такому преображению, обожению.
Для православных христиан смерть Иисуса Христа на кресте с Его последними словами, значат более, чем принято думать. Это особое явление Слова человечеству и миру. Смерть и Воскресение Его также стоит и в центре церковного благовестия и в основании ее миссии. Апостол Павел, говоря о своей миссии, утверждает: «мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:23). .................
Глава 1. ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ГОСПОДА: БОГОСЛОВСКИЙ И ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1. Последовательность событий на Голгофе, согласно Четвероевангелию
Далее приводится изложение в порядке времени по всем четырем евангелистам. Поскольку каждый евангелист приводит не полное повествование событий на Голгофе, текст всех евангелистов упорядочен в последовательное по времени изложение в соответствии с описываемыми событиями.
а) Восхождение на Голгофу
Вели с Ним на смерть двух злодеев. (Лк. 23:32) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Ин. 19:17) Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, (вино со смирною) и, отведав, не хотел пить. (Мф. 27:34).
b) Час третий (Мк. 15:25; Лк. 23:33-34)
Был час третий, и распяли Его (Мк. 15:25). Ни Матфей, ни Лука не уточняют время распятия. Согласно версии Марка, Иисус страдал на кресте около шести часов, может быть и дольше. А по версии Иоанна выходит, что Христос пробыл распятым меньше времени, поскольку согласно его Евангелию, в шестом часу Пилат вынес приговор Иисусу (Ин. 19:14). Лишь у Марка есть данные о том, что Пилат очень удивился, что Христос уже умер, когда к нему пришел Иосиф Аримафейский с просьбой отдать тело Иисуса. (Мр. 15:44). Можно предположить, что Иисус умер раньше двух разбойников.
......................