Содержание:
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ 4
Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества 4
1. Что такое мировоззрение? Что такое философское мировоззрение? Чем оно отличается от других исторических типов мировоззрения (мифологического, религиозного)? 4
2. В чем состоит предмет философии как науки? 6
3. В чем сущность материализма, идеализма? 12
Тема 2. Античность, Средневековье, Возрождение как исторические типы философии 14
1. Чем определяется исторический тип философствования? Какие типы философствования Вы знаете? 14
2. В чем состоит космоцентризм Античности, теоцентризм Средневековья, антропоцентризм Возрождения? 20
3. Каких философов Античности Вы знаете? В чем сходство и в чем различие между их учениями? 20
4. Каких философов Средневековья Вы знаете? Каковы отличительные черты средневековой философии? 24
5. Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи Вы знаете? 26
Тема 3. Философия Нового времени 29
1. В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители? 29
2. Чем определяется место классической немецкой философии в истории культуры? Ее представители? 33
Тема 4. Философская мысль в России 39
1. Каково место русской философии в мировой культуре? Ее основные проблемы и представители? 39
2. В чем суть спора между приверженцами славянофильского учения о мессианской роли русского народа и западниками? 40
Тема 5. Философская классика XX века 42
1. В чем суть философии неопозитивизма? Ее основные представители? 42
2. Каковы особенности современной религиозной философии? 45
3. Философия экзистенциализма: в чем ее смысл? Представители этой философской школы? 46
Раздел II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ 49
Тема 6. Проблема бытия. Философская, научная и религиозная картины мира 49
1. Что такое бытие? Основные формы бытия? 49
2. В чем суть диалектико-материалистической картины мироздания? Понятие материи? 50
3. В чем суть религиозно-идеалистической картины мира? 53
Тема 7. Проблема развития в философии. 53
1. В чем суть диалектики и метафизики? 53
2. Каковы основные принципы диалектики? В чем их суть? 57
3. Дайте формулировки основных законов диалектики. 58
Тема 8. Философия сознания 62
1. Каким образом понимали сознание античные философы? 62
– философы Средневековья? 62
– философы-идеалисты Нового времени? 62
– представители марксистской философии? 62
2. Какова структура сознания? 64
Тема 9. Проблема познания в философии. Учение об истине 64
1. Что такое гносеология? 64
2. Что такое агностицизм? 65
3. Что такое истина? Абсолютная истина? Относительная истина? 67
Тема 10. Формы и методы познания (особенности познавательной деятельности человека) 68
1. Каковы формы чувственного познания? Рационального познания? 68
2. Что такое метод познания? Что такое методы философские, общенаучные, специфические? 69
Тема 11. Наука и ее роль в современном мире. 70
1. Что такое наука? Каковы критерии научности? 70
2. Особенности постнеклассической науки 72
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 75
Тема 12. Человек как предмет философского анализа 75
1. В чем состоит господствующее понимание человека в эпохи Античности, Средневековья, Нового времени? 75
2. Каково содержание понятия антропосоциогенеза? 76
3. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? 76
Тема 13. Философия природы 78
1. В чем состоит понятие природы? 78
2. Каков смысл современной экологической проблемы и каковы пути ее решения? 80
Тема 14. Общество как продукт деятельности людей и пространство их бытия 81
1. Что такое общество? 81
2. Что отличает общество как систему от других систем? 83
3. Что такое общественные материальные отношения и общественные идеальные отношения? 83
Тема 15. Сферы общественной жизни 84
1. В чем состоит содержание понятия «сфера общественной жизни»? 84
2. Укажите сущность и структуру материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни? Социальной? Политической? Духовной? 85
Тема 16. Философские проблемы права 87
1. В чем состоит сущность права? 87
2. Укажите содержание традиционного («запретительного») и либерального подходов к трактовке права 89
Тема 17. Проблема общественного развития: формационная, цивилизационная, культурологическая концепции 91
1. В чем суть циклической, линейной, спиралевидной трактовки развития общества? 91
2. Дайте определение, укажите структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете? 91
3. Что такое цивилизация? 92
Тема 18. Личность, ее свобода и ответственность 93
1. Что такое индивид, личность, индивидуальность? 93
2. В чем парадоксальность феномена свободы личности? 94
Тема 19. Духовное в человеке 96
1. Как Вы понимаете духовность человека? Его бездуховность? 96
2. Что такое менталитет личности? 96
3. Каковы особенности русской ментальности? 98
Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества 99
1. Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей? 99
Тема 21. Человек в мире культуры. Восток-Запад-Россия: культурные типы 100
1. В чем заключается философский смысл понятия культуры? 100
2. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры? 103
3. Какова специфика культур Запада и Востока? Специфика культуры России? 104
Тема 22. Человечество перед лицом глобальных проблем 105
1. В чем заключается происхождение и сущность глобальных проблем современности? 105
2. Укажите основные глобальные проблемы современности и пути их решения? 106
Список использованной литературы 108
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по философии
Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи.
Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. При этом понятие ''мир в целом'' включает в себя мир сущного и должного, и Землю, и вселенную, и известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например, предлагает взглянуть на ''мир - как - историю''. Его противоположность составляет ''мир - как - природа''. Можно ещё увидеть ''мир - как - действительность'', который включает в себя ''Я - как - возможность''.
''Мир в целом'' не мыслится как нечто завершённое, в котором всё давно уже известно и пережито; если бы это было так, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и я сам, готовый начать всё сызнова? Мир - это вечно длящаяся, становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и неравновесная система.
Взгляды и воззрения на мир в целом, которые в приведённом определении выступают в роли ключевого понятия, по их смысловой нагруженности есть нечто большее, нежели просто информация, нейтральная осведомлённость либо безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение, и оценка - т.е. некий синтез, включающий в себя обобщённый образ реальности, помноженный на знание и позицию личности. При их формировании осуществляется некий отбор представлений, приоритетов и предпочтений. Когда взгляды сформированы под воздействием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих своеобразие индивидуального видения мира, такая ''система взглядов'' предстаёт как казённое или официально-идеологическое образование, весьма далёкое от мироощущения индивида. В нём личностный элемент оттеснён на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение связано именно с личностно значимым способом мировосприятия.
Следует заметить, что мировоззрение бывает не только философским, но и религиозным, мифологическим, обыденным, научным, прогрессивным и регрессивным. В чём же специфика собственно философского мировоззрения, т.е. мировоззрения понятого в самом широком смысле слова? Хотелось бы думать, что философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость ''догматов''.
Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрения становится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задаёт ориентиры научных изысканий. В неё вписываются основные результаты научных исследований.
Не следует сбрасывать со счетов историчность мировоззрения, подчёркивающую конкретно-историческое видение мира и связанную с тем, что каждый человек рождается и бытийствует в определённое историческое время в определённом историческом месте.
Философское мировоззрение включает в себя и характерологические особенности этноса. Жизнь любого народа сопряжена с определёнными идеалами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия ''греческая философия'', ''немецкая философия'' или ''русская философия'' не преследуют сугубо географической цели. Они свидетельствуют об особенностях интеллектуального мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени.
К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчивой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целепоглощающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трёх царств - действительности, ценности и смысла, - и есть основание философского мировоззрения.
В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием миропонимание. Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями ''мироощущение'' и ''мировосприятие''. Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект (человека) и объект (мир). Мироощущение свидетельствует о непосредственно чувственном контакте человека и мира. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций, событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы.
Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта. Мировоззрение оказывается фоном и основой человека и человечества. Оно даёт о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.
И если теоретический уровень мировоззрения тесно связан с научной картиной мира и предполагает освоение определённой системы законов, знаний и принципов, то на практическом, как правило, стихийно формирующемся уровне мировоззрения огромную роль играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни в повседневных ситуациях, впитывание свойственных данной среде навыков, форм взаимодействий и привычек.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.