Содержание:
Тема 1. Конституционное право зарубежных государств: предмет, система, источники. 3
1.Охарактеризуйте предмет, систему и источники конституционного права зарубежных государств. 3
2.Приведите классификацию зарубежных государств по их форме, характеру государственной власти, иным социальным признакам. 4
2.Дайте классификацию зарубежных стран по характеру политического режима. 4
3.Приведите классификацию зарубежных государств по типам правовых систем. 5
Тема 2. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. 9
1.Охарактеризуйте политическую, экономическую и социальную структуру общества в США 9
2.Проанализируйте избирательное право и избирательную систему США. 9
3.Опишите структуру и полномочия исполнительной власти. 10
4. Дайте характеристику структуре и полномочиям законодательной власти. 11
5. Проанализируйте систему судебной власти. 12
Тема 3. Конституционное право Великобритании. 13
1.Проанализируйте особенности конституционного права Великобритании. 13
2.Охарактеризуйте институты политической системы Великобритании. Проанализируйте социальную и экономическую структуру общества. 16
3. Охарактеризуйте британскую монархию: роль, место, юридический и фактический статус монарха. 18
4. Проанализируйте структура и полномочия британского парламента. 19
5.Дайте характеристику структуры и ответственности Правительства и кабинета. 20
6.Опишите особенности судебной системы Великобритании. 20
Тема 4. Конституционное право Франции. 21
1.Охарактеризуйте политическую, экономическую системы и социальную структуру общества. 21
2. Проанализируйте французскую модель разделения властей и опишите ее особенности. 22
3.Дайте характеристику конституционного статуса, политической роли и компетенции президентской власти. 23
4.Проанализируйте конституционно-правовой статус парламента и его компетенцию. 25
5.Опишите компетенцию, структуру и порядок формирования правительства. 26
6.Охарактеризуйте конституционные основы судебной системы. 27
Тема 5. Конституционное право Германии. 32
1.Проанализируйте конституционно-правовые проблемы объединения Германии. 32
2.Охарактеризуйте социальная структура общества, экономическую и политическую системы объединенной Германии. 32
3. Дайте характеристику немецкой модели разделения властей, и опишите ее особенности. 33
4.Проанализируйте конституционно-правовой статус, внутреннюю организацию и особенности парламента. 34
5. Охарактеризуйте порядок избрания, сроки полномочий, компетенция и ответственность президента. 35
6.Проанализируйте конституционный статус, состав, компетенцию и ответственность правительства. 36
7.Охарактеризуйте конституционные основы судебной системы. 37
Тема 6. Конституционное право Италии. 38
1.Опишите экономическую и политическую системы и социальную структура общества. 38
2.Проанализируйте итальянскую модель разделения властей. 38
3.Охарактеризуйте компетенцию парламента и порядок образования его палат, их правовой статус. 38
4. Дайте характеристику политической роли Президента, опишите порядок его избрания, компетенцию и ответственность. 40
5. Проанализируйте конституционно-правовые основы Правительства Италии: порядок формирования и компетенцию; ответственность и причины нестабильности Правительства в Италии. 41
6.Охарактеризуйте конституционные основы судебной системы. 42
Тема 7. Конституционное право Испании. 44
1.Проанализируйте политическую и экономическую системы и социальную структуру общества Испании. 44
2.Охарактеризуйте конституционный статус и политическую роль монарха Испании. 45
3.Дайте характеристику структуре, компетенции, внутренней организации Генеральных кортесов. 45
4.Проведите анализ порядка формирования, компетенции и ответственности правительства страны. 46
5.Охарактеризуйте конституционные основы судебной системы. 47
Тема 8. Конституционное право Японии. 48
1.Охарактеризуйте социальную структуру, экономическую, политическую и партийную системы общества. 48
2.Проанализируйте японскую модель разделения властей. 50
3.Опишите конституционные полномочия и реальную политическая роль императора в осуществлении власти. 51
4.Дайте характеристику парламенту страны, его структуре и правовому положению. 51
5. Проанализируйте конституционно-правовые основы деятельности правительства. 54
6.Дайте характеристику конституционным основам судебной системы. 56
Тема 9. Конституционное право Польши. 58
1.Проанализируйте конституционно-правовое отражение изменений экономической и политической модели общественного развития и социальной структуры Польши. 58
2.Охарактеризуйте Сейм и Сенат Польши: состав, порядок избрания, компетенцию. 58
3.Опишите политическую роль, порядок избрания, полномочия и ответственность Президента республики. 60
4.Дайте характеристику порядку формирования, составу, компетенции и ответственности Правительства - Совета Министров. 62
5. Проанализируйте конституционные основы судебной системы. 63
Тема 10. Конституционное право Китайской Народной Республики. 65
1.Дайте характеристику социальной структуре Китая и проанализируйте сущность экономических и политических реформ в обществе. 65
2.Охарактеризуйте Всекитайское собрание народных представителей: роль, структуру, порядок избрания, полномочия, организация работы. 65
3.Проанализируйте порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета. 67
4.Дайте характеристику конституционных основ организации суда и прокуратуры. 68
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по конституционному праву
Предмет — нормы права, регулирующий: отноше¬ния по поводу государственной власти в стране; ос¬новы строя страны; осуществление государственной власти и государственного управления; правовое по¬ложение личности в государстве.
Использует три традиционных метода:
1) дозволение;
2) связыва¬ние;
3) запрещение.
Методы чаще всего неравномер¬но распределяются между субъектами (субъекты не¬равноправны: один выступает управомоченной сторо¬ной, другой — обязанной).
Дополнительный — метод компаративистики (сравнительного правоведения).
Источники — это, как правило, нормативные акты органов государственной власти (кроме обычая). Главным источником в большинстве стран служит конституция. К другим источникам относятся:
1) за¬коны — конституционные, обыкновенные, чрезвычай¬ные (принимаются только в особых условиях, на ко¬роткий срок). По источникам происхождения разли¬чаются парламентские, референдарные (принятые на референдуме) законы. Есть и другие классификации в разных странах;
2) внутригосударственные пуб¬лично-правовые договоры (договор Франции с ее бывшей колонией Новой Каледонией 1998 г.);
3) рег¬ламенты парламентов и их палат, устанавливаю¬щие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;
4) акты главы государства и органов исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, акты ми¬нистров, некоторых ведомств, например постановле¬ния центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);
5) акты орга¬нов конституционного контроля (конституционных судов), которые дают официальные толкования кон¬ституции, признают те или иные законы соответствую¬щими или не соответствующими конституции;
6) су¬дебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве);
7) конституционные обычаи. Обычаи особен¬но распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии;
8) религиозные источники;
9) правовая доктрина;
10) международно-правовые акты (декреты, про¬кламации и т.д.). Иногда важнейшее конституцион¬ное (и даже надконституционное) значение имели на¬циональные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих партий (Конго, Замбия и др.).
2.Приведите классификацию зарубежных государств по их форме, характеру государственной власти, иным социальным признакам.
Форма государства определяет построение и тер¬риториальную организованность государственной власти, а также взаимоотношения основных органов государственной власти, деление его на составные части и статус этих частей.
Форма правления характеризует структуру и взаи¬моотношения основных высших органов государствен¬ной власти и должностных лиц. Различают две основ¬ные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны, прежде всего, с положением гла¬вы государства: в монархии — пожизненное и наслед¬ственное, в республике — выборное и на срок. Мо¬нархия — это государство, главой которого является монарх. Виды монархий: абсолютная; конституцион¬ная; дуалистическая; парламентская. В условиях аб¬солютной монархии вся полнота власти принадлежит монарху (Кувейт, ОАЭ, Катар). Конституционная мо¬нархия — это форма правления, при которой власть монарха осуществляется в рамках конституции. Рес¬публика — форма правления, при которой глава го¬сударства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту). Основ¬ные формы республик: президентская и парламент¬ская. В президентской республике президент игра¬ет сильную роль, он назначает министров. Правитель¬ство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может отправить правительство или ми¬нистров в отставку. В парламентской республике правительство формально назначается президентом,
однако выбор президента не свободен, он обязан на¬значить министрами лиц, предложенных победившей партией.
Форма государственного устройства — террито¬риальная организация государства, а также взаимо¬отношения центральных и региональных органов вла¬сти. Формы: унитарное и федерация, регионалистское (Италия, Испания), которое представляет собой переходную форму, соединяющую черты унитаризма, автономии и федерализма. Унитарное государство — единое, слитное государство. Территория государ¬ства подразделяется на административно-территори¬альные единицы, наиболее распространено в зару¬бежном праве трехзвенное деление: область — рай¬он — община (Франция, Великобритания, Италия, Япония). В унитарном государстве есть только одна конституция, одно единое гражданство, одна систе¬ма высших органов и т.д. Федерация — это государ¬ство, которое образуют федеральные единицы — члены, субъекты федерации (например, земли, шта¬ты). Члены федерации имеют, как правило, собствен¬ные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. В настоящее время в мире на¬считывается более 20 федеративных государств: Ав¬стрия, Бельгия, Германия, РФ, Швейцария (в Евро¬пе) и др. Большинство федераций характеризуется одинаковым статусом субъектов. Однако есть стра¬ны, где субъекты не равноправны (Индия). Конфеде¬рация — союз государств, международно-правовое объединение. При этой форме государства полнос¬тью сохраняют свою независимость, создаваясь толь¬ко для координации действий в определенных целях.
2.Дайте классификацию зарубежных стран по характеру политического режима.
Государственный режим — это реальный порядок функциони¬рования и взаимодействия высших органов государственной власти. Государственный режим тесно взаимосвязан с институтами формы правления и политического режима, но их следует различать. Разли¬чие формы правления и государственного режима в следующем: фор¬ма правления — это юридическая модель взаимодействия и соотно¬шения высших органов государства, а государственный режим харак¬теризует реалии их деятельности. От политического режима государ¬ственный режим отличается предметом отражения: политический режим отражает взаимоотношения политической элиты и большин¬ства населения, а государственный режим — соотношение и взаимо¬действие различных элементов внутри самой политической элиты.