Содержание:
Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования. 3
1.Каково содержание понятия «государственное управление», 3
его принципы и основные черты? 3
2.Раскройте основные признаки исполнительной власти, ее функции. 3
Тема 2. Управление внутренними делами как отрасль государственного управления. 5
1.Охарактеризуйте понятие, задачи и специфические черты управления в отрасли внутренних дел. 5
2.Раскройте понятие «общественная безопасность». Каково его значение на современном этапе развития РФ? 7
К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относят: 7
Тема 3. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. 9
1.Охарактеризуйте административное право как отрасль права. 9
2.Каковы предмет, метод и система науки административного права? 9
3.Раскройте место административного права в системе российского права. 10
Тема 4. Основные элементы механизма административно-правового регулирования. 12
1.Каковы основные элементы механизма административно-правового регулирования? 12
2.В чем состоят особенности административно-правовых норм? Приведите классификации административно-правовых норм. 14
3.Каковы виды административно-правовых отношений, 15
их субъекты и объекты? 15
Тема 5. Физические лица. 17
1.Охарактеризуйте административно-правовой статус граждан как субъектов административного права и его элементы. 17
2.Раскройте понятие «административной правосубъектности граждан». 18
Тема 6. Органы исполнительной власти государственного управления и муниципального самоуправления. 19
1.Дайте понятие «органа исполнительной власти». 19
3.Проиллюстрируйте примерами классификации органов исполнительной власти по уровню (федеральному и субъектов Федерации) и компетенции 20
(общей, отраслевой и межотраслевой). 20
2.Каково правовое положение Правительства Российской Федерации? 22
3.Каковы правовые основы деятельности органов местного самоуправления? 23
Тема 7. Государственные, муниципальные и иные служащие. 29
1.Какова сущность федеральной государственной службы и ее отличие 29
от других видов трудовой деятельности? 29
2.Раскройте перечень наименований государственных должностей Российской Федерации категорий «А», «Б», «В», предусмотренных законом, их классификацию. 30
3.Каков административно-правовой статус федеральных государственных служащих? 35
Тема 8. Общественные и иные негосударственные объединения. 38
1.Раскройте понятие и виды общественных объединений. 38
2.Каков объем административной правосубъектности негосударственных объединений? 38
Раздел III. 41
Административно-правовые формы и методы государственного управления 41
Тема 9. Административно-правовые формы государственного управления. Административно-правовые акты органов исполнительной власти. 41
1.Раскройте понятие административно-правовых форм осуществления 41
исполнительной власти. 41
2.Назовите виды правовых актов органов государственного управления. 41
3.Каков порядок принятия, вступления в законную силу и действия административно-правовых актов исполнительной власти? 42
Тема 10. Административно-правовые методы государственного управления. Административное принуждение. 46
1.Раскройте понятие и содержание административно-правовых методов. 46
3.Назовите виды мер административного принуждения и дайте их правовую характеристику. 47
Раздел IV. 48
Административная юрисдикция 48
Тема 11. Административные правонарушения и административная ответственность. 48
1.Дайте понятие административного правонарушения, охарактеризуйте его состав. 48
2.Приведите классификацию административных правонарушений. 49
3.Каково понятие административной ответственности, ее основные черты и субъекты, отличие от других видов юридической ответственности? 53
Тема 12. Административные взыскания. 55
Наложение административных взысканий. 55
1.Каковы понятие, виды, цели и основания применения административного взыскания? 55
2.Каков порядок наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений? 56
Тема 13. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. 59
1.Назовите виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. 59
Тема 14. Административный процесс и административно-процедурное производство по делам об административных правонарушениях. 64
1.Приведите понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса. 64
2.Охарактеризуйте виды процедурных производств: правотворческое, лицензионно-разрешительное, регистрационное. 66
Тема 15. Производство по делам об административных правонарушениях. 68
1.Каковы стадии производства по делам об административных правонарушениях? 68
2.Каков порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении? 70
Раздел V. 73
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении 73
Тема 16. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 73
1.В чем заключается сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении? 73
2.Охарактеризуйте роль государственного, судебного, общественного контроль в управлении. 81
Административно-правовое 84
регулирование в отраслях и сферах государственного управления 84
Тема 17. Административно-правовое регулирование управления в отраслях и сферах экономики. 84
1.Охарактеризуйте систему органов исполнительной власти и их компетенцию в сфере организации управления промышленностью. 84
2.В чем состоит административно-правовое регулирование в сфере транспорта и связи? 88
3.Раскройте понятие административно-правового регулирования в 89
сфере сельского хозяйства. 89
Тема 18. Административно-правовое регулирование управления в социально-культурной сфере. 91
1.Каковы органы исполнительной власти и их компетенция в сфере организации системы общего и профессионального образования? 91
2.Каково административно-правовое регулирование управления в сфере культуры? 92
3.Охарактеризуйте административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения. 93
4.Охарактеризуйте административно-правовое регулирование в сфере трудовой занятости и социальной защищенности граждан. 94
Тема 19. Административно-правовое регулирование управления в административно-политической сфере. 96
1.Охарактеризуйте административно-правовое регулирование системы обороны. 96
2.Какова система органов управления в сфере безопасности? 96
Тема 20. Административно-правовое регулирование управления в межотраслевой сфере. 98
1.Охарактеризуйте административно-правовое регулирование в межотраслевой сфере. 98
2.Каковы особенности государственного управления в области экономики, финансов и кредитов? 98
РЕКОМЕНДУЕМАЯ литература: 100
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме контрольная работа по административному праву
Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования.
1.Каково содержание понятия «государственное управление»,
его принципы и основные черты?
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государст-венной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственно-му управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существует три основных подхода к формулирова-нию основных принципов государственного управления:
• правовой подход;
• политический подход;
• менеджерский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления явля-ются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции. Со-гласно политическому подходу, основной задачей государственного управления — является мак-симально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политиче-ски ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того чтобы во-плотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рам-ках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниа-тюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обще-стве интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджерскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможно-сти, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подхо-де, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
• следования принципу верховенству права (правовой подход);
• следования воле народа (политический подход);
• следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджерский подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государ-ственного управления.
2.Раскройте основные признаки исполнительной власти, ее функции.
Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые ха-рактеризуют сущность управленческой деятельности.
а) Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через орга-ны государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
б) Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
в) Принцип разделения и взаимодействия властей.
г) Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
д) принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчет-ность государственных учреждений и должностных лиц.
е) Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
ж) Принцип федеративного устройства.
з) Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении цен-тральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
и) Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хо-зяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
к) Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должност-ных лиц.
Функции исполнительной власти:
а) Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
б) Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
в) Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.
г) Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.
д) Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур.
е) Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.
ж) Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
з) Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нару-шений законов.
и) Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнитель-но-распорядительной деятельности.
к) Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.
л) Методическое руководство.
м) Кадровое, МТО, финансирование и т.д.
Тема 2. Управление внутренними делами как отрасль государственного управления.
1.Охарактеризуйте понятие, задачи и специфические черты управления в отрасли внутрен-них дел.
Организационно-правовые формы управления внутренними делами
Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и об-щественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войсками, подразделениями Государственной про-тивопожарной службы и другими подразделениями и службами органов внутренних дел.
Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Рос-сийской Федерации.
Президент Российской федерации как глава государства издает указы, направленные на ре-гулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, на обеспечение и охрану общест-венного порядка, усиление борьбы с преступностью. Он назначает и освобождает от должности министра внутренних дел Российской Федерации, командующего внутренними войсками; вводит в случае необходимости чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, ох-ране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, объединяя, направляя и координируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Их систему образуют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), мини-стерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, рай-онов, городов, районов в городах, закрытых территориальных образований, управления (линей-ные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управле-ния по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, внут-ренние войска. В нее входят также различные службы, подразделения, учебные заведения, пред-приятия, учреждения, организации, создающиеся для осуществления задач, возложенных на орга-ны внутренних дел.
Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими феде-ральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с дея-тельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более ус-пешно решать стоящие перед ним задачи.
Для координации деятельности МВД России и ее органов с правоохранительными органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия пре-ступлений на основании решения Правительства Российской Федерации и договоренностей МВД России с компетентными органами принимающих государств, в последние могут направляться представители МВД России, задачи и функции которых определены в Положении о представите-лях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года.
Задачи и функции министерств внутренних дел республик в основном аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей республики; они непосредственно осуществляют руково-дство районными, городскими органами внутренних дел.
Управления (главные управления) внутренних дел других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют кон-троль и надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечивают безопас-ность дорожного движения, пожарную безопасность; разрабатывают и проводят мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия; организуют работу по вопросам разрешительно-регистрационной системы; осуще-ствляют охрану собственности; обеспечивают соблюдение правил приобретения, хранения, пере-возки боеприпасов, взрывчатых веществ, оружия в пределах своей компетенции и т.д.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением. Таких форм можно выделить несколько:
а) административная;
б) оперативно-розыскная;
в) уголовно-процессуальная;
г) деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы.
Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и ши-рокой является административная деятельность. Она, как правило, является внешней по отноше-нию к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы.
Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами сво-их прав и законных интересов и выполнения, возложенных на них обязанностей, нормальной ра-боты предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил пас-портной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в про-филактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и кон-троль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении адми-нистративного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п.