Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме контрольная работа по экономике
Тема 1. Экономика и экономическая практика.
1. Назовите этапы развития экономики
Экономическая наука в своем развитии прошла несколько узловых этапов. Ее формирование, как особой отрасли знаний, началось с тру¬дов классической школы, представители которой А. Смит и Д. Рикар¬до стремились найти внутренние причины, лежащие в основе функ¬ционирования рыночной экономики. Создатели классической школы заложили фундаментальные основы экономической науки, что обес¬печило ее дальнейшее углубление и совершенствование.
С некоторой долей условности можно сказать, что временные рам¬ки этапа, связанного с именами этих классиков и их ближайших по¬следователей, охватывают конец XVIII — первую половину XIX в. В 70-е гг. XIX в. пробила себе дорогу новая парадигма, получившая на¬звание маржинализма, представители которой положили в основу объяснения всех явлений принцип предельной полезности. Уже в тот период — в XIX в. с теоретиками классической школы и школы пре¬дельной полезности полемизируют оппоненты — сторонники соци¬ального направления, марксистской школы, институционализма.
Существенное влияние на формирование взглядов многих пред¬ставителей экономической науки оказала концепция исторического развития, основополагающие принципы которой были разработаны Карлом Марксом (1818—1883). Исходные положения марксистской концепции состоят в том, что способ производства материальных благ определяет процесс социального, духовного, политического раз¬вития. В отличие от классиков Маркс рассматривает капиталистиче¬скую рыночную экономику не как окончательно завершенную, а раз¬вивающуюся социально-экономическую систему. Экономические
законы, на основе которых функционирует капитализм, не вечные, а обусловленные определенными историческими рамками. Капита¬лизм — это определенная ступень в историческом движении (эволю¬ции) общества.
С появлением многотомного труда А. Маршалла «Принципы эко¬номической науки» (1890) в формировании экономической теории обозначился крупный поворот, фактически наступил новый этап ее развития. Неоклассический подход, используемый при разработке различных областей экономической науки, применяется и в совре¬менных условиях.
Еще один поистине революционный сдвиг в создании и углубле¬нии основ экономической теории связан с именем Дж. М. Кейнса, опубликовавшего в 1936 г. свою общую теорию. Кейнсианская кон¬цепция заставила экономистов по-новому взглянуть на фундамен¬тальные основы науки, особенно на теорию и практику макроэконо¬мического регулирования.
Попытаемся несколько полнее и детальнее обрисовать или, по крайней мере, обозначить упомянутые выше направления и научные школы экономической теории.
2. Предмет, методы и функции экономики
Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.
Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика). Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.
Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.
Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.
Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.
Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различивши формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.
Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.
Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.
Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей. Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.
Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.
Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.
3. Связь экономики с другими науками.
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.
Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.
Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику. Наука формируется примерно так же, как строится здание, фундаментом которого служит микроэкономика. Великие экономисты прошлого создали теорию — микроэкономику, которая изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями.
Отправляясь от аксиом, экономическая наука формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнесмена. Вместе с тем группы предприятий и отрасли государства тоже работают в соответствии с какими-то правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые изучает экономическая теория. В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство.