Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование талерантности как устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям
Несмотря на частое использование относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие - о толерантности как свойстве личности, третьи - о навыках толерантного поведения. В литературе можно найти подходы к толерантности как ценностной ориентации, групповой норме, форме социального взаимодействия, механизму общения, результирующей характеристике выхода из конфликтной ситуации, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми - врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов. При этом многочисленные описания и определения в качестве сущностных признаков выделяют разные аспекты толерантности, наполняя само понятие многослойным содержанием, связывая его с разнообразными факторами и детерминантами, предлагая применять для его изучения различные исследовательские парадигмы и инструментарий. На этом фоне работ, посвященных сравнительному анализу сущностных определений, концептуальных подходов, исследовательских парадигм и инструментария несоизмеримо мало.
Большой вклад в формирование смыслового поля феномена толерантности внесли философы, в работах которых толерантность (обычно переводимая как терпимость) соотносится с целым рядом других феноменов или понятий, среди которых особый срединный душевный склад (Аристотель), социальное сплочение (Платон), степень согласия (Г.Лейбниц), веротерпимость (Дж.Локк), доброта (И.Кант), самобытность и осознание равноценности всех людей (русские философы – Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, В.Соловьев). В современных философских концепциях толерантность упоминается в связи с проблемами либерализма, национальной идентичности и мультикультурализма (М.Уолцер, М.Б.Хомяков). В рамках философской концепции критического рационализма введены основания для определения границ толерантности и сформулирован парадокс толерантности (К.Поппер).
В отечественной психологии термин толерантность использовался еще в 60-е гг. Б.Г.Ананьевым. В трудах отечественных социальных психологов имеются прямые или косвенные упоминания о толерантности, о возможных социальных контекстах ее проявления и развития: общении, социальном взаимодействии, межличностных и межгрупповых отношениях, социальном познании, групповой динамике, конфликтах, ценностных ориентациях, социальных нормах, мотивации, организационной культуре, менеджменте, массовидных процессах, социальной и культурной адаптации, социально-психологическом тренинге и др. (В.С.Агеев, Г.А.Андреева, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, В.Л.Васильев, Р.М.Грановская, Н.В.Гришина, И.Н. Гурвич, О.И.Даниленко, А.И.Донцов, Е.К.Завьялова, В.Г.Каменская, Е.С.Кузьмин, Л.В.Куликов, В.Н.Куницына, Н.М.Лебедева, И.М.Никольская, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов, Б.Д.Парыгин, Л.А.Петровская, Ю.П.Платонов, Л.Г.Почебут, А.Л.Свенцицкий, В.Е.Семенов, Е.В.Сидоренко, З.В.Сикевич, О.С.Советова, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Н.С.Хрусталева, Н.Ю.Хрящева, В.А.Чикер, Э.С.Чугунова и другие).
В рамках основных психологических школ толерантность прямо или косвенно соотносится с целым рядом хорошо изученных явлений. Так, психоаналитический подход позволяет интерпретировать проявления толерантности-интолерантности в аспекте функционирования психологических защит и копинг-стратегий поведения, диалектики самотождественности и внутреннего конфликта человека с внешней средой (З.Фрейд, Р.Лазарус, С.Фолькман, К.Хорни, Э.Эриксон и другие). Когнитивная психология дает почву для понимания таких важных механизмов формирования и проявления толерантности-интолерантности, как социальная категоризация, когнитивный диссонанс, социальные установки, социальные стереотипы и атрибуции, социальные представления (Дж.Тернер, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, С.Московичи и другие). В бихевиористической психологии моделируются отдельные аспекты проявления толерантности-интолерантности, базирующиеся на удовлетворении социальных потребностей, отреагировании социальных страхов, адекватном принятии окружения и самого себя, формировании основ агрессивного поведения – как одной из крайних форм проявления интолерантности (Б.Скиннер, Дж.Вольпе, А.Лазарус, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, В.Ромек). Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К.Роджерс). Особое внимание уделяется вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии, в частности, в связи с понятиями идентичности, межкультурной адаптации, культурного шока (Дж.Берри, М.Плизент, Г.Тэджфел, К.Оберг, Ю.Мартин, Т.Накаяма, Д.Мацумото, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, С.Д.Гуриева, О.С.Михалюк, Л.Г.Почебут, Н.С.Хрусталева, В.Хармз и другие). Противопоставляя количественным психологическим теориям диалектический психологический подход, шведский профессор психологии и социальной работы Б.Бёрьесон предлагает понимать идентичность как совокупность альтернативных истолкований своего существования, открывая новые возможности для понимания связи толерантности и идентичности.
Концепции и дефиниции толерантности, представленные в психологической литературе, отличаются большим разнообразием и трудно сопоставимы. Так, например, толерантность у разных авторов определяется как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н.Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж.Салливан, Дж.Пьересон, Дж.Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л.Г.Почебут), как определенное качество взаимодействия (М.Мацковский), как особые отношения (С.К.Бондырева), как снижение сензитивности к объекту (Е.Клепцова), как психологическую устойчивость, систему позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей (Г.У.Солдатова). У других авторов в определениях или описаниях толерантности присутствуют образные сопоставления «свое-чужое», «мы-они», «равенство-превосходство», «разные-одинаковые».
Предпринимаются попытки обозначения отличий толерантности от близких понятий, в частности, таких, как терпимость, конформность, доверие, доброта, воспитанность (А.Асмолов, Е.Клепцова, В.Куницына, Т.Скрипкина). Не противоречивы, но и не сопоставимы позиции авторов, предлагающих выделять те или иные детерминанты, факторы, структурные компоненты, качества, свойства, виды, типы, эмпирические свойства толерантности (С.Бондырева, И.Гриншпун, Е.Гундарь, И.Дзялошинский Е.Клепцова, П.Николсон, Б.Риердон, З.Сикевич, М.Уолцер, И.Шкуратова, Е.Шлягина, Э.Эйдемиллер и др.).
Цель исследования - исследование толерантности как устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям
Объект исследования - толерантность как психофизиологическая устойчивость личности
Предмет исследования - толерантность как устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям
Задачи исследования:
1. Описать понятие толерантности
2. Изучить толерантность как психофизиологическую устойчивость личности
3. Исследовать толерантность как устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям