Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие математических способностей в дошкольном возрасте (теория)
Изменение содержания обучения в школе значительно по¬высило тре-бования к уровню математических представлений выпускников детского са-да. Понятия натурального числа, геометрические фигуры, вели¬чины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, абст¬рактны, но они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира.
Первоначальным источником познания является чувственное воспри-ятие, полученное из опыта и наблюдений, В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений.
Понимание логических определений понятий находится в пря¬мой зави-симости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и про¬странственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальней-шем путем обобщения и абстрагирова¬ния перейти от этих представлений к математическим понятиям.
Актуальность исследования. Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстраги-рованию развивается на основе практики выявления свойств реальных пред-метов, сопоставления и группировки их по выде¬ленным свойствам. Поэтому специальная работа по формирова¬нию математических представлений ведет-ся на протяжении до¬школьного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.
Предмет исследования. Педагогика.
Объект исследования. Развитие математических способностей в до-школьном возрасте (теория).
Цели исследования. Рассмотреть методы, применяемые в ДОУ по формированию математических представлений.
Задачи исследования.
1. Занятия в ДОУ, как основная форма работы по формированию математи-ческих представлений у детей.
2. Развитие математических способностей детей в ДОУ.
3. Контроль, как средство повышения качества математического развития дошкольников.
4. Выводы.
Обзор литературы. В нашей работе мы использовали труды таких педпгогов как Метлина Л. С., Логинова В.И., Истомина Н. Д. и др.
I. Занятия в ДОУ, как основная форма работы по формированию математических представлений у детей.
В ДОУ дети усваивают небольшое количество математичес¬ких терми-нов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона), вычислительных дейст¬вий (прибавить, вычесть, получится, равняется). Такие слова, как количество, число, фигура, педагог начинает употреблять в работе с детьми средней группы, но не стремится к тому, что-бы дети ими пользовались. Смысл этих слов они усваивают постепенно, по мере накопления соответствующего опыта. Недо¬пустима замена «трудных» слов более «легкими», но не точны¬ми. Это приводит к формированию непра-вильных представлений. Такие слова, как множество, совокупность, элемент, геометри¬ческий, модель, диагональ, воспитатель в работе с детьми не упот-ребляет. Математические связи, отношения, действия дети учатся отражать в четких, сжатых формулировках; У них разви¬вают интерес к математическим знаниям, умение проявлять воле¬вые усилия для решения задач математиче-ского характера. Боль¬шое внимание уделяют развитию первоначальных на-выков индук¬тивного и дедуктивного мышления, умственных операций: ана-ли¬за, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию и обобще¬нию, сме-калки и сообразительности, пространственных представ¬лений и воображе-ния.
Математические знания детям дают в определенной системе и после-довательности, при этом доза нового должна быть не¬большой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дро¬бят на более мелкие части, которые изучают последовательно.
Новый материал любого из разделов программы («Количество и счет», «Величина», «Форма» и др.) последовательно изучают на 2—5 занятиях сна-чала в первой части, а позднее — во вто¬рой. В дальнейшем к повторению возвращаются спустя 2—3 неде¬ли. Период возвращения к пройденному все более увеличива¬ется. Однако каждая изученная программная задача должна быть в поле зрения воспитателя до конца учебного года.
Воспитатель должен знать, как построена программа каждой возрас-тной группы. Это позволит не только определить уро¬вень математического развития детей своей группы, но и пред¬ставить роль и место каждого занятия в системе всей работы по развитию у дошкольников элементарных матема-тических пред¬ставлений.
Основная форма работы по формированию математических представ-лений — занятия. На занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определенной Последовательности представления, выра-батывают необходимые умения и навыки.
Большое значение придают организации наблюдений за количествен-ной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков мате-матического содержания в разных видах детской деятельности.