Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды на примере города Москвы
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.
Приданию законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности и системности должно способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации.
За последнее время в развитие основных Конституционных принципов в области охраны окружающей природной среды не только приняты крупные основополагающие законы, но и многие законопроекты в настоящее время проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной Думе.
Однако многие вопросы, необходимые для решения экологических проблем, так и остались не решенными и составляют существенные пробелы в экологическом праве. Так, до настоящего времени не внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” - основополагающий закон, который должен отвечать как современным требованиям, так и перспективным задачам охраны окружающей природной среды, обеспечивать право граждан на благоприятную среду и переход России к устойчивому развитию.
Большинство экологических проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. За наше бездействие сегодня будут расплачиваться наши дети и внуки.
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.
В этой связи данная дипломная работа представляется мне наиболее важной и актуальной.
Предметом исследования являются совокупность правовых норм, определяющих деятельность государственных органов исполнительной власти, местного самоуправления, граждан, общественных объединений в области природопользования и охраны окружающей среды; основные направления совершенствования структуры, форм и методов, функций экологического управления; практика правового регулирования общественных отношений по управлению рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды на федеральном уровне, в субъектах РФ, местном самоуправлении.
Цели исследования заключаются в том, чтобы используя разнообразные методы научной работы:
1. определить теоретические основы, механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды;
2. установить место совокупности правовых норм, регулирующих отношения по экологическому управлению, в системе экологического права;
3. провести анализ нормативных актов, связанных с управлением природопользованием и охраной окружающей среды, и наметить пути дальнейшего совершенствования их правового регулирования;
4. исследовать структуру органов управления на федеральном уровне, региональном, местном самоуправлении, дать их классификацию и предложить меры по более эффективной их деятельности;
5. выявить недостатки и пробелы в практике деятельности органов управления природопользованием и охраной окружающей среды и внести рекомендации по их преодолению;
6. проанализировать обеспеченность прав человека в процессе управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Методологической основой при написании дипломной работы послужили труды ученых юристов в области экологического права, законодательные акты РФ и субъектов РФ.