Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района.
ВВЕДЕНИЕ
При нормальном речевом развитии дети до 5 лет свободно пользуются развернутым фразовым языком, разными конструкциями сложных предложений. Они обладают достаточным словарным запасом, обладают навыками словообразования и словоизменения. К этому возрасту полностью формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Общее недоразвитие речи – это разные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Выделяют три уровня речевого недоразвития
Первый уровень характеризуется отсутствием языка (так называемые «безмолвные дети»). Дети этого уровня для общения пользуются лепетом, звукоподражанием, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками предложений, звуковое формирование которых нечетко и неустойчиво. Нередко свои речи ребенок подчеркивает мимикой и жестами. У детей с нормальным интеллектом в отличие от детей олигофренов пассивный словарь значительно превышает активный. Характерно для детей этого уровня использование однословных предложений. Фонематический слух грубо нарушен. Задачи по звуковому анализу слов детям этого уровня неясны.
Второй уровень речевого недоразвития характеризуется тем, что кроме жестов и лепета появляются хоть и извращенные, но и постоянные общеупотребительные слова. (Алезай. Дети аллязи убили. Капутн, лидом, лябаки. – Урожай. Дети урожай собирают. Капусту, помидоры, яблоки.) Начинается различие некоторых грамматических форм, но только по отношению к словам с отмеченными окончаниями. Формы числа, рода и падежа не несут для таких детей смыслоразрозненной функции. Словосмена носит случайный характер. Слова часто употребляются в узеньком смысле, уровень речевого обобщения очень низок. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, изменения и уподобления слогов, сокращение звуков при совпадении согласных. Дети 2 уровня ЗНМ не подготовлены к овладению навыками звукового анализа и синтеза.
Третий уровень речевого недоразвития характеризуется наличием развернутого фразового языка с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакт с окружающими, но только в присутствии родителей, вносящих определенные объяснения. ("Мамой издиля асьпак" – С мамой ездила в зоопарк).
Характерно недифференцированное произношение звуков (свистящих, шипящих, африкатов и сонорных). Вместе с тем дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Не затрудняются в названии предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо известных им из опыта жизни.
У всех детей с нарушением звукопроизношения всегда наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, заметное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строения.
Название и краткая характеристика образовательного учреждения
МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района.
Место нахождения организации: Забайкальский край, Сретенский район, п. Усть-Карск, ул. Кооперативная,11.
В МДОУ реализуется программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
В данном детском саду 5 групп (включая ранний возраст).
…………………………………………………………….