Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Интеллигенция в общественном сознании России
Введение
Нет, пожалуй, в русской культуре вопроса более запутанного и вызывающего такие ожесточенные споры, чем вопрос о русской интеллигенции. Удивительно, как по-разному, а зачастую и противоположно оценивают люди это явление русской жизни.
Так кто же он - русский интеллигент? «Человек высокой идеи, болеющий за Россию, человек, стремящийся к цельному миросозерцанию и подчиняющий ему свою жизнь» (Герман Андреев)? Или «вялый, апатичный, лениво философствующий», каким он пред¬ставлялся А. П. Чехову?
Интеллигенция — «это часть образованного слоя общества, в котором совершается духовное развитие... делается очередной шаг к Богу... фер¬мент, движущий историю» (Григорий Померанц) или «группа, движение и тради¬ция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей» (Георгий Федотов)?
То явление русской культуры, которое принято называть пышным словом «интелли¬генция», на самом деле содержит большое число самых разнообразных исторически преходящих форм, течений, направлений и связанных с ними общественных групп и от¬дельных лиц, порой противоположных по доминантным человеческим качествам, принци¬пам и целям.
Интеллигенция (от лат. Intelligens- понимающий, знающий, умный) это социальный слой людей, профессионально занятых умственным (преимущественно высококвалифицированным) трудом.
Упадок интеллигенции (или, по крайней ме¬ре, резкое ослабление ее роли в идейной и социальной жизни России) стала общим местом в публицистике последних лет. Одни пишут об этом с ужасом и осуждением, считая, что коммерциализация, амери¬канизация, прагматизм погубят отечественную духовность и культуру. Другие (таких сейчас, наверное, даже больше) считают и саму русскую интеллигенцию, и ее громадную общественную роль прямым порождением авторитаризма. Система всеобщих запретов, невозмож¬ности заняться «практическим делом» уводила людей в мир художест¬венных иллюзий и грез, порождала склонность к утопизму и идеализму, а по существу, создавала совершенно безответственный социальный слой. Высокий авторитет классической культуры при таком подходе есть следствие ретроспективности общественного сознания, отсутствия в нем динамизма.