Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Задачи
ЗАДАНИЕ №1
ПРОВЕДИТЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
На основе официальных статистических данных МВД России за 2018-2020 гг. проведите статистическое измерение последствий российской преступности для несовершеннолетних.
Согласно результатам исследования преступности несовершеннолетних, проведенного в 2020 г. Университетом прокуратуры РФ, в структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (в 2019 г. 83,1%); 7,6% – против жизни и здоровья; 4,4% – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков2 . По степени тяжести и общественной опасности преступления, совершаемые несовершеннолетними, распределились следующим образом: 51,8% - преступления средней тяжести, 24,3% - тяжкие и особо тяжкие; 23,9% - небольшой тяжести. Для сравнения: в общей структуре преступности преобладают преступления небольшой (43,2%) и средней тяжести (34, 2%); тяжкие и особо тяжкие деяния составляют 24,4%. (по данным статистики за 2019 г.).
Из этого следует, что многие несовершеннолетние делинквенты совершают далеко не «детские» преступления, которые являются не менее опасными, чем преступления взрослых лиц, что требует адекватной социальной реакции. Характер преступности несовершеннолетних как ее внутреннюю, глубинную характеристику, отражают устойчивость, организованность и криминальный профессионализм.
…………………………….
ЗАДАНИЕ №2
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ.
Поведение потерпевшей по делу об изнасиловании 15-летней А. в криминальной ситуации отличалось крайней пассивностью, податливостью к требованиям обвиняемого. Некоторые ее действия позволяли в равной степени предполагать как добровольное вступление в близкие отношения, так и непонимание ситуации, неспособность выработать внутренний план поведения и противопоставить его действиям обвиняемого.
Какие данные необходимо собрать о потерпевшей? Что следует в данном случае выяснить путем производства судебно-психологической экспертизы? От имени следователя сформулируйте соответствующие вопросы экспертам.
В рамках расследования данного преступления следователь должен собрать следующие данные о потерпевшей:
-как давно она знакома с насильником, какие у них были взаимоотношения (часто ли встречались, как и где проводили совместно время, писали ли друг другу письма и т.д.);
-в какое время, в каком точно месте, при каких обстоятельствах было совершено изнасилование;
-какие в отношении нее были применены угрозы, насилие, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии (характер и степень насилия, а также беспомощного состояния выясняются в деталях);
-какие ей причинены телесные повреждения;
-оказывала ли потерпевшая сопротивление насильнику, в чем оно выразилось, звала ли на помощь посторонних;
-какие повреждения на теле и одежде насильника она причинила или, по ее мнению, могла причинить;
-когда и кому рассказала о случившемся;
-если не сразу после изнасилования заявила в правоохранительные органы, то почему;
-где и в каком состоянии находятся белье, одежда, обувь, которые были на ней во время изнасилования;
-жила ли потерпевшая до изнасилования активной половой жизнью и когда было последнее половое сношение.
-Сколько половых партнёров имела потерпевшая.
В рамках судебно-психологической экспертизы необходимы выяснить следующие факторы:
Во-первых, данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации. Это обстоятельство нередко дезориентирует следственных и судебных работников, позволяя им подпускать предположение о том, что потерпевшая была согласна на половой контакт. (при этом, как правило, обвиняемый настаивает на его добровольности). Вместе с тем, экспертная практика показывает, что едва ли не в 90% случаев пассивное поведение потерпевшей свидетельствует о полной либо в значительной степени ослабленной ее способности понимать характер и значение действий посягателя и оказывать сопротивление.
………………………………
ЗАДАНИЕ №3
Выполните задание:
Составьте криминологический портрет насильника.
Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты — самооправдание ими своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства.
Негативные качества данной категории преступников формируются в крайне отрицательных условиях микросреды, в условиях пониженного социального контроля. Существенные факторы формирования этого поведения — эмоциональная депривация в детстве, отчуждение от семьи и социально-положительных групп.
………………………..