Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей у подростков
Введение
Тема дипломной работы актуальна потому, что семейные отношения являются важной психологической опорой в формировании личности человека. Не только в детстве, но и во взрослой жизни образ семьи определяет ценностные ориентации личности, задает векторы организации жизнедеятельности человека.
Роль семьи в развитии ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Одним из компонентов социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.
На сегодняшний день в практической психологии остро ставится вопрос о возможности создания инструмента, позволяющего корректировать поведение личности, разработки методов распознавания корня проблемы нарушения межличностных отношений. Формирование поведения ребенка в семье сводится к осознанному, либо неосознанному выбору стратегии реагирования на жизненные ситуации, и поэтому должен осуществляться поиск метода эффективной социально-психологической помощи. «Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторических форм и способов обращения с природой и нормой человеческих взаимоотношений, то есть на присвоение растущим человеком его социальной сущности. Отсюда онтогенез выступает как форма социального развития человека, становления его как существа социального, при этом разным возрастным этапам свойственны различия в самопознании, самореализации, творческой активности, социальной зрелости.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста.
Мы считаем, что социальный статус в группе сверстников связан с влиянием стилей семейных отношений.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., Лидерс А.Г., Кон И.С.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта дипломной работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – развивающаяся личность подростка в системе семейного воспитания.
Предмет исследования – влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей подростков.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи дипломной работы:
Цель дипломной работы – проанализировать влияние стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей подростков.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структурно- функциональные характеристики семьи и детско-родительских отношений.
2. Представить классификацию стилей семейного воспитания.
3. Выявить психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте.
4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования влияния стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей подростков.
5. Раскрыть пути оптимизации детско-родительских отношений и формирования личности подростка.
6.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
7.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Гипотеза: какой стиль способствует формированию нами особенностей личности подростка.
Теоретической основой исследования являются научные работы, раскрывающие вопросы:
1. Психология семьи и детско-родительских отношений (и др.)
2. Стилей семейного воспитания (и др.)
3. Развитие личности в подростковом возрасте (и др.)
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике.
Успешность выполнения задач по написанию дипломной работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
Структура дипломной работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.