Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по философии
(от лат. pluralis - множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (Плюрализм в гносеологии). Термин "Плюрализм" был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба Плюрализма и монизма, но и как столкновение разных форм Плюрализма, например материалистического и идеалистического Плюрализма. Так, античный атомизм - материалистический вариант Плюрализм, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому Плюрализм противостоит идеалистический вариант Плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.
Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал ("четырёх стихий" - земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла Плюрализм. Классическая философия 17-18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.
Развитие идеалистической философии в конце 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к Плюрализму, что находит своё выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, "критической" онтологии Н. Гартмана.
В гносеологии обращение к Плюрализму было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.
Превращение Плюрализма в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической "философии науки", как, например, конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция "критической методологии", предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (П. Фейерабендом и др.) и называемая ими "теоретическим Плюрализма.", и др. Вместе с тем, в науке усиливается и противоположная тенденция - к интеграции знания и построению единой картины мира.