Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Место дидактической игры в педагогическом процессе детского сада.
В условиях перестройки школьного образования особое значение приобретает вопрос повышения качества воспитания дошкольников. В решении этих задач особое значение занимает проблема педагогики игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, т.е. являющейся центральной в формировании психических процессов и способностей ребенка, расширении его представлений об окружающем мире.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.Н.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались СВ. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Дидактическая игра – это педагогическое явление, характеризующееся самостоятельностью решения детьми задач интеллектуального характера, представленных им в игровой форме. Данное положение мы считали необходимым конкретизировать следующим образом: во-первых, при самостоятельном решении интеллектуальных задач, содержащихся в дидактических играх , у детей обнаруживаются творческие возможности, во-вторых, решение этих задач позволяет детям усваивать некоторое конкретное содержание, в-третьих, эти задачи не только предлагаются детям, но и решаются ими в игровой форме. Такая организация дидактических игр способствует накоплению у детей представлений об окружающем, а также уточнению их, содействует расширению границ самостоятельной познавательной деятельности дошкольников.
Если исходить из представления о дидактической игре как об игровой деятельности, то значит, в ней должны иметь место существенные черты игры дошкольников. Таковыми являются, во- первых, самодеятельность игры и, во-вторых, наличие в деятельности воображаемой ситуации, ролей, сюжета. В советской дошкольной педагогике давно признано, что самодеятельность игры и педагогическое руководство ею не являются моментами взаимоисключающими (Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В то же время психологи и педагоги неоднократно отмечали, что если в игре самостоятельность дошкольников не учитывается, то изменяется ее природа, она превращается в деятельность иного типа (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Приведенные положения обосновывают наш подход к пониманию дидактической игры как деятельности игровой, а значит, для дошкольников самостоятельной, являющейся носителем игровых черт, и, в то же время, как деятельности специально направляемой педагогом на усвоение дошкольниками новых знаний.
В советской дошкольной педагогике имеют место разные подходы к дидактической игре. В соответствии с наиболее распространенным из них дидактическая игра относится к таким видам деятельности, главным в которых является регламентация детской деятельности педагогом. В этом и состоит суть одного из самых распространенных подходов к проблемам дидактической игры (В.Р. Беспалова, Ф.Н. Блехер, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова и др.).
Можно отметить, что значение дидактических игр в педагогическом процессе воспитания в ДОУ и проблема выявления педагогических условий организации дидактических игр как деятельности, с одной стороны, игровой, а с другой стороны, выполняющей дидактические задачи, еще не решена. Так же является актуальным исследования влияния дидактической игры на процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Ведущая роль игры в развитии дошкольников, неразработанность проблемы педагогических условий организации дидактических игр, как игровой деятельности, используемой в обучающих целях и недостаточная систематизация имеющихся представлений о роли дидактической игры в педагогическом процессе в ДОУ обусловливают актуальность специального исследования, направленного на определение роли дидактических игр в процессе подготовки дошкольников к учебной деятельности. Это и являлось целью нашего исследования.
Объект исследования – дидактическая игра старших дошкольников.
Предмет исследования – значение дидактической игры в педагогическом процессе в ДОУ.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. рассмотреть общие вопросы теории детской игры в отечественной и зарубежной психологии и выявить этапы становления игровой деятельности дошкольников;
2. выявить содержание и руководство дидактическими играми дошкольников;
3. изучить влияние дидактических игр на процесс подготовки дошкольников к учебной деятельности;
В исследовании применялись следующие группы методов: теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
В написании исследования, мы опирались на научные труды таких исследователей, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Обухова Л. Ф., Аникеева Н.П. и др.