Содержание:
Актуальность исследования. Увеличение умственной нагрузки на уроках по предмету «Окружающий мир» заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к естествознанию у значительного числа младших школьников зависит в большей степени от методики преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Немаловажная роль здесь отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, одновременно игра для младшего школьника – это труд, имеющий большое значение и для развития, и для приобретения определенных навыков. B процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Hа дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Вместе с тем, в своей работе учителя часто рассматривают и формируют урок как комплекс серьезных действий, стараясь каждую минуту учебного времени максимально использовать на достижение учебных целей. Должного внимания игровой деятельности в составе урока они не уделяют, ссылаясь и на слабую подготовку детей, и на перегруженность плана работы, и на другие причины. Важно и то, что некоторые педагоги используют игровую деятельность в учебном процессе, но без учета возрастных особенностей школьников, вне связи с целесообразными формами работы.
Отсюда вытекает необходимость исследования игр как средства активизации учебной деятельности, привязанности их содержания к определенному возрасту, нормирования на уроке. В этом – актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – процесс активизации учебной деятельности младшего школьника.
Предмет исследования – комплекс игры для активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать комплекс игр для активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
……………………………………………………..
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Игровые технологии дополнительного образования.
Актуальность исследования. Увеличение умственной нагрузки на уроках по предмету «Окружающий мир» заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к естествознанию у значительного числа младших школьников зависит в большей степени от методики преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Немаловажная роль здесь отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, одновременно игра для младшего школьника – это труд, имеющий большое значение и для развития, и для приобретения определенных навыков. B процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Hа дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Вместе с тем, в своей работе учителя часто рассматривают и формируют урок как комплекс серьезных действий, стараясь каждую минуту учебного времени максимально использовать на достижение учебных целей. Должного внимания игровой деятельности в составе урока они не уделяют, ссылаясь и на слабую подготовку детей, и на перегруженность плана работы, и на другие причины. Важно и то, что некоторые педагоги используют игровую деятельность в учебном процессе, но без учета возрастных особенностей школьников, вне связи с целесообразными формами работы.
Отсюда вытекает необходимость исследования игр как средства активизации учебной деятельности, привязанности их содержания к определенному возрасту, нормирования на уроке. В этом – актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – процесс активизации учебной деятельности младшего школьника.
Предмет исследования – комплекс игры для активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать комплекс игр для активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
……………………………………………………..