Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Банковская система и регулирование рынка
Банковская система и проблемы, с ней связанные, имеют для России последних 15 лет особое значение. За столь непродолжительное время имен-но банковская сфера чаще всего порождала серьезные конфликтные ситуа-ции общефедерального значения: от утраты населением и многими субъек-тами экономической деятельности своих денежных средств (в результате не-достаточно продуманной государственной политики) до прямого обмана не-которыми кредитными организациями своих клиентов, кредиторов и самого государства.
Присущие банковской системе негативные явления порождают различ-ные, порою противоположные, точки зрения о состоянии и перспективах ее развития и государственного регулирования.
Банковское законодательство, пожалуй, единственная отрасль феде-рального законодательства, которая развивалась наименее стабильно и про-думанно. Оно изначально создавалось без серьезной концепции и в наиболь-шей степени подверглось необоснованным поправкам, дополнениям, кото-рые часто лишь усиливали разбалансированность денежно-кредитной сферы России.
Анализ принятых федеральных банковских законодательных актов не дает оснований полагать, что с их принятием существующие проблемы пра-вового регулирования организации и функционирования банковской системы были разрешены. Более того, к уже имеющимся противоречиям между феде-ральным банковским законодательством (например, Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)"), Конституцией Российской Фе-дерации и другими законодательными актами России добавились новые, не менее серьезные.
Банковскому законодательству и банковской системе присущи недос-татки, характерные для всех элементов политической, экономической, право-вой и социальной систем России, а также недостатки, присущие механизму государственного управления России переходного периода. Соответствую-щие недостатки можно охарактеризовать как чрезмерное ослабление пози-тивного управляющего воздействия государства и его институтов на эконо-мические процессы и отсутствие взаимосвязанности и согласованности в ме-ханизме государственного регулирования этих процессов на всех уровнях (законодательном, управленческом и судебном).
Целесообразно учитывать накопленный за годы реформ негативный опыт функционирования банковской системы России, так как теперь общест-во знает, какой она быть не должна. С учетом этого опыта государству необ-ходимо выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только на получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов отечественной экономики, включая качественный рост самой банковской системы. Для создания такой банковской системы важно решить, сохранит ли государство за собой суверенное право на регу-лирование денежно-кредитной системы, включая банковскую, или эта часть экономики станет саморегулирующейся, самоорганизующейся и самона-страивающейся. Очевидно, что организация и функционирование банковской системы должны быть основаны на внятной политике государства в денеж-но-кредитной сфере, выражением которой (в первую очередь) является бан-ковское законодательство.
Во многих государственных регулирующих органах России утвердился идеологический принцип: "делай что можешь, а там - что будет". Такая идео-логия представляется недопустимой, и ее исключение из сферы регулирова-ния банковской системы возможно при изменении сложившегося отношения к денежно-кредитной сфере, при более ответственном подходе законодателя к созданию банковских правовых норм, а правоприменителей - к их исполне-нию. Основной смысл подобной идеологии - нивелирование экономических, политических, организационных и правовых возможностей государства в сфере регулирования денежных и кредитных отношений в России, а следова-тельно, желание обосновать отсутствие каких-либо причин для его ответст-венности. Вышеупомянутая "позиция" порождает идеологию государствен-ной безответственности, в особенности при нынешнем низком качественном уровне отношений государства к пониманию и регулированию денежно-кредитной сферы (законодательство, правоприменительная практика, состоя-ние науки).
Так, в средствах массовой информации высказывалось мнение, что "даже если собрать вместе Президента, Правительство, руководство ЦБ, все равно и они не в состоянии диктовать свои условия экономике" <*>. Никто и не требует от вышеперечисленных государственных органов и должностных лиц столь примитивно понимать свои конституционные полномочия, чтобы "диктовать свои условия экономике". Более того, такого рода действия за-прещены Конституцией России, которая, как известно, гарантирует:
единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу эко-номической деятельности;
признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко-номической деятельности;
пресечение со стороны государства экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. ст. 8, 34, 35 Конституции РФ).
Вопросы денежно-кредитного регулирования - единый, комплексный процесс, осуществляемый не каким-либо одним федеральным государствен-ным органом в единственном числе (например, Банком России или Прави-тельством России), а во взаимодействии Президента России, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России и Банка России в соответствии с их конституционными функциями и полномочиями. Поэтому общество вправе требовать от государства эффективной и сбалансированной во всех отношениях денежно-кредитной политики и ответственности за ее результаты.
Таким образом, за результаты своей регулирующей деятельности и Банк России, и Правительство России, и другие федеральные органы госу-дарственной власти должны нести политическую, моральную и юридиче-скую ответственность перед обществом и каждой конкретной личностью.
В основе правового регулирования банковской системы России, вклю-чая особенности правового статуса Банка России, защиты и обеспечения ус-тойчивости рубля, реализации государственной денежно-кредитной полити-ки, защиты прав и законных интересов участников денежно-кредитных от-ношений, лежит не только банковское или гражданское законодательство, но и в первую очередь Конституция России. Поэтому совершенствование госу-дарственного регулирования денежно-кредитной сферы в целом и банков-ской системы в частности может и должно осуществляться именно в рамках Конституции РФ. Бесконечное изменение банковского или гражданского за-конодательства без учета конституционных положений, устанавливающих основы регулирования денежно-кредитной системы, не позволит решить за-дачи, касающиеся эффективности банковской системы России, обеспечения устойчивости национальной валюты и т.п.
Необходимо заметить, что проблемы взаимодействия государственного и частного в экономике вызывали интерес задолго до начала экономических преобразований в современной России. Известный русский ученый проф. И.А. Покровский, отнюдь не являвшийся сторонником усиления роли госу-дарства в жизни общества, в работе, опубликованной в 1917 г., подчеркивал сложность формулирования каких-либо однозначных выводов в пользу ис-пользования в экономике частного или публично-правового метода государ-ственного регулирования. Более того, по его мнению, "вопрос о перестрое-нии экономических отношений по началам публично-правовой централиза-ции только поставлен XIX веком на обсуждение; решение же его, очевидно, не есть дело сегодняшнего или завтрашнего дня". В то же время И.А. По-кровский считал, что по мере развития общества в одной области право част-ное сменяется публичным, в другой - публичное частным. Причем если "в области экономических отношений все более и более усиливается активное вмешательство государства, то, напротив, в старом вопросе о свободе рели-гиозного исповедания торжествует противоположный принцип - принцип свободы и неприкосновенности...". Однако и в наше время, как и 100 лет на-зад, упомянутые проблемы остаются лишь предметом научных дискуссий. В результате в течение длительного времени не используются все те возможно-сти регулирования денежно-кредитной сферы, которые могли бы быть осно-ваны на разумном сочетании государственно-правовых, административных и гражданско-правовых форм, методов и средств. Такой подход позволил бы обеспечить соблюдение приемлемого баланса между общественными и част-ными интересами, создал бы больше предпосылок для стабилизации отечест-венной экономики и общества в целом.
Основной целью данной работы является изучение банковской систе-мы РФ и регулирования рынка. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:
Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
Классификация элементов банковской системы
Правовые основы иностранных инвестиций в банковскую систему РФ
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных, зарубежных, экономистов.
В соответствии с поставленной целью и задачей курсовой работы, по-строенная структура работы состоит из: введения; 1,2,3 глав; заключения; объема текста 40 листов; списка литературы из 14 источников.