Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по философии
Философия – буквально означает любовь к мудрости. Впервые это слово употребил Пифагор (580–500 гг. до н.э.), а ввел в общечелове¬ческую культуру Платон (427–347 гг. до н.э.). Первые древнегрече¬ские философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Пово¬рот от космоса к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), кото¬рый поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследова¬ние мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении. И пока суще¬ствует человек, способный думать о себе, целях и смысле своего бытия, будет существовать и такой способ понимания мира как философия.
В философии получили теоретическое выражение социальное • самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации.
Предназначение философии – создание целостного мировоззре¬ния, объяснение объективной реальности и предельных оснований че¬ловеческих действий в системе логических категорий. Философия – это форма общественного сознания – учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте в этом мире.
Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. Вторая характерная особенность философии - наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологиче¬ским аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Спра¬ведливость, формировать целостное мировоззрение личности.
Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражение). Она рефлексирует саму духовную дея¬тельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, и является результатом самосознания всей культуры.
Предмет философии
Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем кон¬струирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является все¬общее в системе "мир–человек".
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук – по степени общности законов). Но предмет фило¬софии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик про¬ведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности позна¬ния) присущи любым отраслям знания. Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Чело¬век". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобще имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеоб¬щего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Спра¬ведливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной дейст¬вительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.