Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Религиозная мораль: проблемы и противоречия
Введение
Природа требует от нас самосохранения, жизнерадостности; она велит нам трудиться над собственным счастьем, украсить нашу жизнь. Разум учит нас, что, для того чтобы любить ближнего, как самого себя, чтобы заслужить его уважение, признательность и поддержку, мы должны делать ближнему добро и быть добродетельными по отношению к нему. Какие же останутся у нас стимулы делать добро, если религия велит нам ненавидеть самих себя, избегать уважения других, унижать себя в своих собственных глазах, во всех наших действиях иметь в виду только бога, которого мы не знаем, отказываться в угоду ему от радостей жизни, уходить от того, что необходимо для нашего счастья? П. Гольбах пишет, что религия превозносит этот кошмар, называет его смирением; но разве она не уничтожает таким образом того единственного стимула, который в этом превратком мире заставляет человека делать добро, не уничтожает единственной награды, которая остается добродетели? Можно ли требовать, чтобы человек, который убил в себе уважение к самому себе и которого уверили, что грешно любить себя, стремился заслужить любовь и уважение тех, с кем его заставила жить судьба?
Итак, следует строго различать между моралью религиозной и моралью светской. Первая создает святых, сторая—граждан; одна создает людей бесполезных и даже вредных для общества, другая должна ставить себе задачей воспитывать полезных, активных членов общества, способных служить ему, исполнять обязанности супруга, отца, друга, товарища; при этом совершенно безразлично, каковы их метафизические взгляды,— что бы ни говорила теология, они гораздо менее надежны, чем непреложные указания здравого смысла. По крайней мере, таким образом рассматривается вопрос противоречия и проблемы религии и морали в контексте современности.
В рамках данной работы мы кратко определим некоторые позиции относительно проблемы и противоречий религиозной морали.