Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Аттестация образовательных учреждений в Российской Федерации
Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали пересмотра накопленного опыта управления структурой и содержанием образования, сформировали предпосылки перехода к новому поколению документов, основным из которых является Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон зафиксировал изменения в сфере образования, вызванные новым этапом общественного развития, определил принципы государственной политики в области образования: единство образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности образовательных учреждений. Правовая основа позволяет образовательному учреждению самому определять направление своего развития, содержание и уровень реализуемых образовательных программ, выбирать педагогическую технологию обучения, разрабатывать учебные планы, рабочие и экспериментальные программы учебных курсов и дисциплин.
Это обусловило необходимость создания новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, сохранение единства образовательного пространства, соблюдение конституционного права граждан на образование, а с другой стороны - видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.
С этой целью в России в практику управления образованием была введена новая система регламентации деятельности образовательных учреждений - лицензирование, аттестация и государственная аккредитация - представляющая совокупность оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательных учреждений.
Наиболее многоплановой из них является аттестация, отображающая методологическую, содержательную, психолого-педагогическую, организационную стороны.
Аттестация средних общеобразовательных учреждений проводилась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1988г. №560 «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» для осуществления действенного контроля качества обучения и воспитания школьников и реализации единой государственной политики в области общего среднего образования. Она предполагала анализ конечных результатов работы образовательных учреждений на основе соответствия этих результатов предъявляемым требованиям.
Это постановление было связано с осуществлением социально-экономических и политических реформ в России, кардинальным образом изменивших смысл и содержание функций образовательных учреждений и учителя, способствовало усложнению задач, стоящих перед общеобразовательными учебными заведениями, росту их социальной значимости.
Практика свидетельствует, что аттестация 80-х - 90-х годов сопровождалась рядом негативных явлений: формальностью, субъективностью, эмоциональной напряженностью, отсутствием механизмов для объективных экспертных оценок и т. д. В педагогической практике существовали такие негативные процессы, как:
• перенос в сферу дополнительно оплачиваемых образовательных услуг ряда обязательных предметов (или их разделов), необходимых для полноценного общего образования;
• превышение (подчас значительное) норм учебной нагрузки школьников из-за массового экспериментирования и модернизации традиционного обучения за счет увеличения количества новых предметов, курсов, что привело к перегрузке обучающихся и др.
Процесс аттестации, нацеленный на реализацию положений, зафиксированных в ряде государственных документов, и прежде всего, в Законе РФ «Об образовании», должен был противостоять этим негативным тенденциям. Начавшаяся во второй половине 90-х годов массовая аттестация образовательных учреждений делает проблему ее исследования еще более актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Целью настоящей работы является изучение аттестации образовательных учреждений в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и цели аттестации образовательных учреждений.
2. Определить компетенцию органов, осуществляющих аттестацию.
3. Изучить процедура аттестации образовательных учреждений.
4. Изучить вопросы аттестационной экспертизы.
5. Изучить новеллу государственной аттестации ВУЗа через Интернет в контексте проблем качества подготовки юридических кадров.