Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Поддержка молодой семьи как приоритетное направление национального проекта "Доступное жилье": организационно-правовые аспекты регулирования
Конституция Российской Федерации определяет нашу страну, как государство, социально ориентированное на создание и эффективное использование специальных рыночных механизмов и условий, обеспечивающих высокое качество жизни и достойные условия для развития каждого гражданина. Предметами социальной политики государства являются здоровье людей, поддержка семьи, обеспечение им доступного жилья и достойного качества жизни, забота об инвалидах и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и предоставляются другие гарантии социальной защиты.
Актуальность. Об актуальности направления исследования свидетельствуют положения Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ, нашедшие отражение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) ;
В данной Программе подчеркивается, что в целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения качества жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития России необходимо активно развивать и использовать рыночные институты (к таким относится механизм страхования), обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики.
Обеспечение права граждан на жилище, в том числе посредством приобретения собственного жилья, является одной из базовых задач государственной социальной политики любого развитого государства, одним из основных социальных приоритетов общества и первоочередной потребностью для каждой семьи.
Исходя из этого, реализация конституционных прав граждан на достойное жилище рассматривается как важнейшая социально-политическая и экономическая проблема. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, их моральное и физическое самочувствие, политические оценки и мотивация поведения.
До перехода на рыночные отношения основными источниками пополнения жилого фонда страны являлись государственное жилищное строительство и строительство жилья предприятиями и организациями, кооперативное и индивидуальное строительство играло вспомогательную роль. В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства и обеспечения населения жильем основным источником средств для приобретения жилья становятся собственные средства населения, а также кредиты банков, как это происходит в большинстве экономически развитых стран мира.
Однако, темпы роста объёмов жилищного строительства не могут обеспечить даже простого воспроизводства жилищного фонда Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет. Современные способы формирования, обеспечения коммунальной инфраструктурой и выделения площадок под строительство жилья и социально-сервисной инфраструктуры препятствуют росту объёмов жилищного строительства. Применяемые в подавляющем большинстве случаев технологии строительства и организации прилегающего к жилью пространства не удовлетворяют перспективным требованиям по себестоимости, скорости возведения и обустройства, энергосбережениям, эргономике и экологической безопасности.
Следует признать, что несмотря на некоторые положительные тенденции, ситуация на жилищном рынке Российской Федерации остаётся катастрофической. Требуются государственные меры революционного характера, призванные комплексно изменить правовое, регулирующее, научно-технологическое и социальное обеспечение жилищного рынка во всех его аспектах.
В процессе проведения жилищно-коммунальной реформы при снижении государственных вложений в жилищный сектор, изменениях в формах собственности, структуре источников финансирования строительства и способах удовлетворения потребностей в жилье остро встает вопрос о необходимости обеспечения граждан адекватным жильем в зависимости от их потребностей и реальной платежеспособности. На современном этапе реформирования жилищной сферы основной задачей региональной жилищной политики является разработка и реализация методов и механизмов по расширению границ доступности жилья для различных категорий населения.
На начало 2006 года 250 тыс. молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2005 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Цель дипломной работы – рассмотреть ипотечное кредитование жилья в РФ на примере реализации Московской социальной программы «Молодым семьям доступное жилье».
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать исторический опыт жилищной политики в РФ и зарубежных странах;
- рассмотреть современную жилищную политику РФ;
- изучить законодательную базу жилищной политики в России;
- описать московскую программу "Молодой семье - доступное жилье"
- выявить основные проблемы реализации программы "Молодой семье - доступное жилье";
- рассмотреть проект реализации программы улучшения жилищных условий молодых семей в 2006 – 2008 гг.
Объектом дипломной работы являются методы и приемы государственной политики в области повышения качества жизни и обеспечения жильем мало- и средне обеспеченных слоев населения.
Предметом выступают условия, принципы, формы и методы решения социальной проблемы оптимального обеспечения доступным жильем мало- и средне обеспеченного населения России посредством механизма ипотечного кредитования.