Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Арбитражные суды как гарантия реализации
экономических интересов субъектов в РФ"
Судебная власть, являясь ветвью государственной власти, выполняет государственную функцию - функцию защиты прав и свобод личности. Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено объективными потребностями общественного развития. Судебная власть - это новый политический и правовой феномен, образовавшийся на базе разделения государственной власти на три ее ветви. Судебная власть при этом выступает как ветвь, которая способна препятствовать произволу других ветвей власти. Если законодательная власть призвана принимать законы, исполнительная - проводить их в жизнь, то судебная - осуществлять защиту по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Принцип "разделения властей" не противостоит единству государственной власти. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит не в разграничении функций, а в недопущении узурпации власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия". Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти.
Судебная власть - это особая форма деятельности государств, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами - судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений.
Для определения места арбитражных судов в системе органов государственной власти Российской Федерации необходимо обратиться к Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации": арбитражные суды являются особой ветвью российской системы органов судебной власти, и в силу подведомственности дел арбитражные суды не связаны с другими ветвями судебной системы - общими и военными судами и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исторический анализ возникновения и развития арбитражных судов в России свидетельствует о том, что на протяжении двух веков органы, разрешающие хозяйственные споры в России, существовали отдельно от ее системы органов судебной власти.
Прежде всего, арбитражные суды отличаются от иных судов стоящими перед ними задачами: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что судебная реформа (особенно в отношении арбитражных судов) в России до сих пор продолжается. Это связано с российским историческим фактором. В советский период развитие системы арбитражных судов происходило в русле плановой экономики, и разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализацией существования нескольких форм собственности. Разрешение споров прежними способами и методами, применявшимися арбитражами при административно-командной системе, стало невозможным.
Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие Конституции России в 1993 году, первой части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и нового Арбитражного процессуального кодекса.
Объект исследования – судебная власть как одна из ветвей государственной власти. Предмет исследования – арбитражные суды в судебной системе России: история возникновения и развития, их система, компетенция, статус судей.
Цель работы – комплексно рассмотреть вопрос об арбитражных судах в системе органов судебной власти России.
Задачи, решаемые в ходе работы: 1) определение места судебной власти в теории разделения властей; 2) рассмотрение вопроса об организации судебной власти в условиях федеративного государства; 3) анализ четырехзвенной системы арбитражных судов; 4) рассмотрение арбитражных судов в качестве гаранта реализации конституционных прав в экономической сфере.
Для написания работы использовались такие нормативные акты Российской Федерации, как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы и др. Кроме того, в настоящей дипломной работе был использован материал из таких источников, как учебная литература, периодические издания и монографии.
В первой главе рассмотрены такие вопросы, как судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей и организация судебной власти. Вторая глава содержит анализ действующей системы арбитражных судов и рассматривает арбитражные суды в качестве гарантии реализации конституционных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.