Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Практическое задание по литературе
Прочитав отрывок из повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего», в первый же момент появляется ощущение, что герой, показанный в повести писателем, - человек, несколько агрессивно настроенный в отношении окружающих. Вспомним самые первые строки отрывка. Описывая улицу, на которой очутился персонаж, отмечая присутствующих на улице баб, курьеров, купцов, писатель от имени своего героя выделяет только одного – чиновника, как наиболее благородного представителя человечества, к которому и относится сам по роду своих занятий. Однако даже эта отличительная черта не дает ему уважать коллегу. Его выражение "Эге! нет, голубчик, ты не в департамент идешь, ты спешишь вон за тою, что бежит впереди, и глядишь на ее ножки" говорит о пренебрежительном отношении ко всем людям, кроме себя, и о цинизме. Это можно было бы приписать и к осведомленности персонажа, возможно, он судит о своих коллегах, исходя из собственного опыта и привычек. Следующая фраза в тексте вновь указывает на то, что профессия чиновника, в понимании нашего героя, накладывает определенный отпечаток на характер человека, а именно приравнивает его к офицерскому сословию в вопросах флирта с противоположным полом.
Как многие, кто завидует положению, которое занимают те, кто находится на высших ступенях иерархии, наш герой с сарказмом отзывается о своем директоре: "Но ему незачем в магазин, - я подумал, - верно, это его дочка". Однако его смелость в мыслях, не видна в действиях. Он, как и положено подсматривающему исподтишка, прячется за угол, чтобы его не заметили за этим неприличным занятием.
В оценке героем молодой дочки директора чувствуется, что барышня ему нравится, и он определенно восхищается ею, ее изяществом и женственностью: «выпорхнула из кареты, как птичка», «Как взглянула она направо и налево, как мелькнула своими бровями и глазами...» Наш герой, понимая пропасть между ними в положении в обществе, стыдится своего внешнего вида. На нем старая запачканная шинель, и он рад, что предмет его мечтаний его не заметила. «Теперь плащи носят с длинными воротниками, а на мне были коротенькие, один на другом; да и сукно совсем не дегатированное» - с сожалением оправдывает свою трусость он.