Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экзаменационные вопросы по этнополитологии
1. Понятие этничности. Исторические источники этнического плюрализма. Понятие этнополитического конфликта.
Ответ. Этнос — это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функциониру-ет в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания опреде-ленного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.
Этничность понимается прежде всего как основа идентичности «национального мень-шинства» в противоположность «национальному большинству».
Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей ис-торией; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широ-кого общества, имеющего другие культурные черты" (Ф. Ригс).
Считается, что первым слово «этничность» использовал американский социолог Дэвид Рисман в 1953-м. Слово «этнический», однако, гораздо старше. Оно произошло от грече-ского слова «ethnikos», которое означало «дикарь» или «язычник».
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный)
1. Множественность, неоднородность, многообразие чего-либо (явлений, движений, мне-ний, форм деятельности, взаимоотношений, духовной жизни, вариантов общественного прогресса и т.д.).
2. Философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) начал и видов бытия (онтологический плюрализм), основоположений и форм знания (гносеологический плюрализм), мировоззренческих ценностей и ориентации (аксиологический плюрализм), равноправных и суверенных личностей и групп (социологический и этнический плюрализм).
Этнический плюрализм - исторически сложившаяся на определенной территории устой-чивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чер-тами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных обра-зований самосознанием и исторической памятью.
Этнический конфликт - Различные формы и уровни противостояния между этническими общностями. Особенно острый и ожесточенный характер носят этнические конфликты между этническими группами, подвергающимися дискриминации, и этническими группа-ми, контролирующими власть и ресурсы страны.
Различают латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) этнические конфлик-ты.
Этнические конфликты - социально-политические конфликты, в которых этническое ста-новится главным средством мобилизации групп населения, политических институтов и движений с целью оказания силового воздействия на государственные структуры или на другие этнические общности.
Итак, этнополитический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополи-тическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политическо-го действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступле-ний и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности.
2. Основные теоретические подходы к анализу природы этничности и этнического конфликта: примордиализм, инструментализм, конструктивизм – сильные и слабые стороны.
Ответ: Примордиалистский (от англ. primordial – изначальный, исходный) подход в ана-лизе этничности был сформулирован и развит в работах К. Гирца, Р. Гамбино, У. Коннора, Ю.В. Бромлея, П. Ван Ден Берге. В концепциях этих авторов этничность рассматривается как врожденное свойство человеческой идентичности, имеющее свою объективную осно-ву либо в природе, либо в обществе. Сторонники примордиализма считают, что «осозна-ние групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознать членов родственной груп-пы была необходима для выживания». Исходя из двух объективных оснований существо-вания этноса (природы и общества) все теории, сформулированные в рамках примордиа-листского подхода, можно разделить на два направления: природное и эволюционно-историческое.
Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева, который считал этнос природным, биологическим феноменом. По мнению Л.Н. Гумилева, этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), про-тивопоставляющая себя всем другим таким же коллективам исходя из ощущения компли-ментарности. Историю человечества Л.Н. Гумилев рассматривает как последовательную цепь этногенезов, причиной которой являются пассионарные толчки — своего рода мик-ромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей — пассиона-риев, объединенных общими идеями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся, по мнению Л.Н. Гумилева, в биосферных явлениях Земли. В продолжение сво-его роста и развития этнос проходит несколько стадий — от молодости (фаза подъема) до глубокой старости (фаза обскурации) и смерти (мемориальная фаза), что обусловлено за-тратами энергии пассионарности.
Таким образом, в пассионарной концепции Л.Н. Гумилева этнос представляет собой фи-зическую реальность, облаченную в социальную оболочку.
Последователи другого — эволюционно-исторического направления примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами — языком, культурой, идентичностью, отличающими их от дру-гих групп.
Наибольшее распространение в рамках данного направления получили представления об этносе, сформулированные Ю.В. Бромлеем. Этнос, по его мнению, — это «особый исто-рически возникший тип социальной группы, особая форма коллективного существования людей. Такая общность как бы складывается и развивается естественно-историческим пу-тем; она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства». К этому очень абстрактному определению этноса Ю.В. Бромлей добавляет определение этноса в узком смысле, который именует этникосом: исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно само-стоятельными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего един-ства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированным в само-сознании (этнониме). Следует подчеркнуть, что примордиалистское представление об эт-носе практически доминировало в мировой науке до 80-х гг. XX в. (в отечественной науке было единство до начала 90-х гг.). Начиная с середины 70-х гг. в западной этнологии ши-рокое распространение получает другая трактовка этничности (разработчики – Д. Хоро-виц, Дж. Ротшильд, Э. Смит, А. Коэн, К. Янг и др.), в соответствии с которой этот фено-мен рассматривается в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за статус, власть. В этой трактовке этничность рассматривается как чувство солидарности группы людей, которое формируется при оп-ределенных обстоятельствах. Речь идет о том, что этничность — это «средство в коллек-тивном стремлении к материальному преимуществу на социально-политической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуется требованиями тех или иных материальных факторов, которые определяют социальное поведение».
В отличие от примордиалистского подхода инструменталистский ориентирован не на поиски объективных оснований этничности (инструментализм принимает этнос как факт, данность), а на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами. Поэтому, выясняя каким образом этносы и этничность удовлетворяют потребности инди-вида или группы, осуществляют их цели и интересы, инструментализм не интересуется вопросом есть ли какая-нибудь объективная основа существования этноса. Инструмента-лизм исходит из положения: раз этносы и этничность существуют, значит, они служат оп-ределенным целям и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе.
Согласно третьему – конструктивискому – подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и «доктрины» являют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков и др. Такой конструкт — это результат целенаправленно созданных объективных представлений о социальном мире.
3. Этнические группы как субъекты этнополитического конфликта.
Ответ. ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА - исторически сложившаяся общность людей, связан-ная с принадлежностью к какому-либо народу, народности и характеризующаяся ком-пактным расселением, особенностями культуры и быта.
Одна из фундаментальных потребностей человека — потреб¬ность принадлежности к ка-кой-либо общности — семейной, ро¬довой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец» — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке соци-альных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Ка¬кое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к по¬явлению конфликтов.Для того, чтобы классифициро-вать этнические группы, участвующие в конфликте, необходимо обозначить различные виды ситуаций, при которых этнические группы взаимодействуют. Многие этнополитиче-ские конфликты в мире фактически являются следствием проблем, возникающих из изме-нения положения этнической группы в обществе. Вот наиболее типичные ситуации, в ко-торых взаимодействуют этнонациональные группы.1. Этнические группы в государстве, которое признает себя полиэтническим или многонациональным. Такие группы могут ус-танавливать свою тождественность на основе языка (как в Бельгии и Швейцарии), религии (сикхи, мусульмане и индусы в Индии; христиане и мусульмане в Ливане), национально-сти (как в Советском Союзе) или расы (Южная Африка). В этих случаях этнические груп-пы отличающиеся от доминирующей или более многочисленной национальности, могут обладать или не обладать особым правовым статусом. Обычно они представляют мень-шинство и не занимают господствующего положения.2. Этнические группы в государстве, которое официально не признает себя полиэтническим, как, например, Франция, Япония, Индонезия, Турция, Португалия, многие африканские страны. Здесь меньшинства могут иметь региональную основу (как бретонцы или корсиканцы во Франции, шотландцы или валлийцы в Великобритании), расовую (как черные африканцы в Соединенных Штатах), религиозную (как копты в Египте или шииты в Ираке), племенную (как в Афганистане) или комбинацию ряда этих критериев.3. Этнические меньшинства, которые идентифици-руют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве, где она может составлять большинство населения (как венгры в Румынии, турки в Болгарии, албанцы в Югославии, чиканос в Соединенных Штатах).4. Многочисленные этнические группы в государстве, где ни одна из них не занимает особого доминирующего положения. Такая ситуация преобладает в Африке к югу от Сахары, в некоторых странах Азии. 5. Этниче-ские меньшинства, которые проживают по обе стороны межгосударственной границы и имеют статус меньшинства в каждой из сопредельных стран, как в ряде регионов Юго-Восточной Азии, баски в Испании и Франции, курды на Среднем Востоке, лезгины в Азербайджане и России.6. Этнические иммигранты и беженцы, появляющиеся в результа-те массовой миграции из одних стран в другие, в основном из слаборазвитых стран в ин-дустриально развитые государства (африканцы в Англии и Франции, курды в ФРГ).7. Ав-тохтонные народы и племена представляют собой особый случай среди этнических групп. Обычно их относят к меньшинствам из-за исторических обстоятельств: покорения и включения в новые государственные структуры; привязанности к своей земле и террито-рии, а также из-за векового сопротивления геноциду, этноциду и ассимиляции. Автохно-тонные народы встречаются в обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, имеются многочисленные племена на юге и юго-востоке Азии, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.Что касается бывшего СССР и новых государств, образовавшихся на его территории, включая Российскую Федерацию, то достаточно трудно определить – к какой из приведенных ситуаций они относятся. Скорее всего речь может идти об этнических системах асимметрического типа, которые оформлены идеологически и политически практикой так называемой “национальной государственности”. Эти идеология и практика основывается на двух главных постулатах:а) нациями объявляются этнические общности, вернее та часть этнических групп, которая проживает в пределах республик, носящих на-звание этой группы (они называются титульными национальностями);б) эти этно-нации официально квалифицируются как обладатели собственной государственности (“корен-ные нации”), в то время как остальное население относится к категории “некоренного”, “русскоязычного” или “меньшинств”, проживающих на территории “не своей” государст-венности.