Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Домашнее воспитание 19 века
Актуальность данной темы
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.
Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми; родственниками).
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одни из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Фактически это фундамент на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”, утверждал в 1693 г. Джон Локк . В наши дни тоже звучат аргументы в пользу домашней школы. Так, в одноименной статье Е. Беляков пишет: ”В семье любые, даже и не слишком талантливые родители могут создать развивающую среду и стать “индукторами” для своих собственных детей”. Поэтому представляло интерес проследить краткую историю возникновения и развития домашнего образования в России XIX века, а также такие аспекты как гувернерство, трудовое и религиозное воспитание.
Объект исследования педагогическая теория и практика в России XIX века.
Предмет исследования – домашнее воспитание в педагогической теории и практике в России XIX века.
Цель дипломной работы – выявить сущность педагогической теории и практике домашнего воспитания в в России XIX века.
Основными задачами дипломной работы было:
1) определить сущность домашнего воспитания, как историко-педагогической реальности;
2) проанализировать развитие педагогической теории и практики в России в XIX в;
3) выявить историко-педагогическую обусловленность дворянского домашнего воспитания в России в XIX в;
4) выявить историко-педагогическую обусловленность крестьянского домашнего воспитания в России в XIX в;
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического и исторического анализа документов и литературы
- методы сравнения и сопоставления
- методы ретроспективного анализа.
Научная новизна работы проведен анализ специфики домашнего воспитания в России XIX века, его влияния на формирующуюся личность; проанализированы имевшие гендерные и сословные в системе домашнего воспитания в России XIX века.
Практическая значимость дипломной работы проведенный анализ специфики домашнего образования в России XIX века позволяет предложить некоторые педагогические рекомендации для семей, которые намерены реализовать концепцию домашнего воспитания в настоящее время.
Теоретическая значимость работы анализ домашнего воспитания в России XIX века позволяет более ясно усвоить картину как дворянской, так и крестьянской жизни, а также формирует представление о личностных качествах исторических деятелей того времени.
Источниковая база исследования - в нашей работе мы использовали несколько групп источникового материала:
1) документы;
2) монографии;
3) статьи.