Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме 2-я глава к диплому Исследование систем оплаты труда на российских предприятиях
Главное назначение заработной платы состоит в том, чтобы обеспечить работнику уровень оплаты, соответствующий результатам его труда и стоимости рабочей силы на рынке труда. Однако, к сожалению, на протяжении ряда последних лет на многих предприятиях России наблюдаются довольно низкий уровень оплаты, а также значительные задержки в ее выплате.
Причины такого положения обусловлены как макроэкономическими, так и микроэкономическими факторами. Во-первых, курс стабилизации экономики, жесткость финансовой политики правительства, направленной на сжатие денежной массы в экономике. Во-вторых, неготовность многих руководителей предприятий работать в условиях рынка и многочисленные прямые злоупотребления.
Для руководителей значительной части АО неплатежи стали традиционным способом решения собственных финансовых проблем посредством преднамеренных задержек прохождения платежей в банках. Беспрецедентны масштабы обогащения высших должностных лиц предприятий, которые в течение длительного времени не расплачивались с поставщиками, бюджетом и работниками. Такое положение обусловливалось отсутствием четких правовых норм, предусматривающих административную или иную ответственность за подобные действия.
В настоящее время Государственная Дума приняла закон, в соответствии с которым руководители предприятий, не выплачивающие заработную плату в течение времени, превышающего 2 месяца, привлекаются к денежным штрафам или к тюремному заключению на срок до 2 лет, но только если будет доказано, что эти действия совершались по корыстному умыслу.
Традиционно низкий уровень оплаты труда в нашей стране явился одной из причин скрытой безработицы, поскольку обусловливал низкие издержки предприятий, а также негативно сказался на занятости в целом и ее структуре, усилив переток рабочей силы в относительно технически отсталые сырьевые отрасли и в производства с преобладанием малоквалифицированного труда.
Также низкий уровень заработной платы привел к сужению и деформации потребительского рынка, повышая спрос на товары низкого качества и снижая его на товары длительного пользования, что вызвало падение объемов производства и занятости в отраслях с относительно передовыми технологиями и квалифицированными работниками. К этому следует добавить, что низкий уровень оплаты труда не стимулирует руководителей предприятий к внедрению новой техники, поскольку дешевизна рабочей силы финансово оправдывает низкий технологический уровень производства, при том, что цена на новую техникy весьма высокая.
В этих условиях изменяется роль государства в регулировании заработной платы. В международной практике с государственное регулирование заработной платы призвано обеспечивать определенный уровень жизни населения, что достигается прямым законодательным установлением минимума заработной платы или стимулированном предпринимателей корректировать заработную плату с учетом индекса цен, а также налоговой политикой.
Минимальная заработная плата определяет затраты на воспроизводство неквалифицированной рабочей силы, наполняющей простые работы в нормальных организационно-технических и природных условиях. В числе критериев установления размеров минимальной заработной и паты в Конвенции Международной организации труда № 131 от 1970 года «О минимальной заработной плате» называются:
■ потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат, доходов других социальных групп;
■ факторы экономического характера (объем и темпы роста национального дохода, уровень занятости и др.)
Таким образом, можно определить минимум заработной платы как определенный компромисс между социальными потребностями и экономическими возможностями общества. С этим связана и такая функция минимальной заработной платы, как справочная база для исчисления некоторых пособий и социальных выплат, например, по безработице, на детей и др.
Практика установления минимальной заработной платы весьма разнообразна. В США она устанавливается на национальном уровне, при том, что другие ставки на фирмах могут быть значительно выше, как, например, в обрабатывающей промышленности, где они в среднем превышают национальные более чем в два раза. Также национальному регулированию и регулярному пересмотру в соответствии с ростом цен подлежит уровень минимальной заработной платы в Бельгии, Франции, Нидерландах. В Великобритании, Германии, Италии, Дании минимальный уровень оплаты труда устанавливается коллективными договорами между предпринимателями и профсоюзами отраслей, которые пересматриваются каждые 1—2 года.