Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка стратегии социально-экономического муниципального хозяйства
Анализ развития территориального социально-стратегического планирования в последние 5-7 лет подтверждает, что это направление совершенствования системы территориального управления, является объективной необходимостью в условиях неизбежного вовлечения все большего числа городов и регионов в процессы демократизации системы управления, повышения самостоятельности местных властей в выборе путей развития и их ответственности за уровень социально-экономического развития и конкурентоспособности своих городов и других административных территориальных образований.
"Стратегичность" заключается в предвидении изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта (региона), адаптации к ним процесса его развития. Городское социально-стратегическое планирование является продолжением и логическим развитием ранее применявшихся в СССР и за рубежом методов прогнозирования, комплексного социально-экономического планирования территорий, разработки программ городского хозрасчета и других новаций. В то же время социально-стратегическое планирование обладает и новыми, только ему присущими свойствами, характерными для сегодняшний условий :
• большая самостоятельность и независимость от вышестоящих уровней управления стратегических планов конкретных территориальных образований;
• большая нацеленность на решение собственных проблем, повышение своей конкурентоспособности, активизация усилий по привлечению инвестиций;
• вовлечение в процесс планирования различных общественных групп населения, учет их интересов не только в результатах, но и в процессе активного участия ( в том числе и финансового) в реализации планов
• разработка специальных механизмов реализации планов, основывающихся лишь на
• небольшой зависимости от вышестоящего или местного бюджетного финансирования.
Разработка стратегий развития становится одним из наиболее современных методов местного управления. Этот метод получает достаточно широкое распространение не только в передовых городах Западной Европы , но и в России. Среди российских городов, вступивших на путь стратегического планирования г. Санкт-Петербург, разработавший и утвердивший первый в России городской стратегический план; Нижний Новгород, где местными научными институтами на конкурсной основе подготовлены два варианта стратегического плана. Ведутся работы над стратегическими планами в Омске, Новосибирске, Сургуте, Екатеринбурге, Ижевске, Волгограде, Череповце и ряде других городов.
В настоящее время необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития регионов России все в большей степени осознается руководителями административно-территориальных образований разного ранга (субъектов РФ, муниципальных образований и т.п.). Общий спад в прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно–территориальных образований страны относится к началу 90–х годов, когда руководители экономического блока реформ выдвинули тезис о несовместимости рынка и плана. Между тем анализ мирового опыта подтверждает, что сочетание государственного планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо. Основная черта современного качества планирования состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур, в том числе органов муниципального и государственного управления с различными субъектами хозяйствования, населением. А этого можно достигнуть, в частности, путем использования методов социально-стратегического территориального планирования.
Не смотря на эффективность внедрения программ социально-стратегического развития, многие муниципальные образования не занимаются социально-стратегическим планированием. Причин этому несколько. Результаты мониторинговых исследований показывают, что во многих регионах страны имеются концепции и программы перспективного комплексного социально–экономического развития (так, по данным института Евроград, около 70% муниципальных образований полагают, что имеют документы стратегического характера). Однако более детальный анализ этих документов свидетельствует, что они обладают целым рядом недостатков принципиального характера, носят преимущественно декларативный характер, в результате чего создается почва для принятия стратегически неэффективных управленческих решений, приносящих лишь сиюминутную выгоду, но, в конечном счете, негативно сказывающихся на качестве жизни населения, особенно на его социально уязвимых слоях. Свидетельством тому является углубляющийся разрыв в уровне социально–экономического развития административно-территориальных образований страны .
Другими причинами отказа от разработки стратегии является общая ситуация, характеризуемая следующими особенностями:
• процесс рыночного реформирования экономики и создания конкурентной среды не завершен;
• в подавляющем большинстве муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;
• формирование самих муниципальных образований
• происходит в границах сложившихся административно–территориальных единиц, созданных, в свое время, без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;
• процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;
• не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству административно-территориальных единиц страны;
• деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия «социальная ответственность», что затрудняет взаимопонимание власти и бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития административно-территориальных образований различного ранга.
Отмеченные обстоятельства трудно характеризовать в качестве благоприятных условий для становления стратегического территориального планирования. Ведь вследствие их влияния у большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозно-аналитических работ.
Цель дипломной работы – определить направления социально-стратегического развития муниципального образования.
В связи с поставленной целью определены задачи исследования : проанализировать социально-экономическую ситуацию, оценить возможности развития, наметить пути стратегического развития и оценить возможные результаты.
Объектом исследования выбрано муниципальное образование Московской области «XXX».
Работа состоит из трех глав: в первой даются методологические основы стратегического развития территорий, во второй анализируется социально-экономическое развитие МО «XXX» и предлагаются пути социально-стратегического развития, в третье разработаны этапы реализации предложенной стратегии и оценка предложенного Плана.