Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Риторический канон
Введение
Слово «риторика» до сих пор в обыденном и словарном употреблении содержит пренебрежительный оттенок. Излишнее украшательство, напыщенность, жонглирование словами и чуть ли не демагогия - таково стереотипное представление об этом искусстве.
Да, в функции риторики иногда входит выбор образного или красивого выражения. Например, сравним фразы «нас всех хотят приобщить к политкорректности» и «нас всех загоняют в стойло политкорректности». Как говорится в одном классическом слогане, - почувствуйте разницу!
Но в журналистике риторика может быть использована гораздо глубже.
Риторизация - это рефлексия общественного сознания. Для журналиста это право на индивидуальность. Риторизация того материала, который ты делаешь, по выражению Бродского, уметь привлечь внимание «лица необщим выраженьем».
По сути дела, риторика в журналистике - это изобретение языка, адекватного нашему времени, нашему месту в мире и нашим проблемам. Человеку нужно именно это, когда статья или телепрограмма выражает его настроения, оценки и пристрастия - вещи, над которыми у меня нет времени подумать. В журналистике, как в искусстве, происходит идентификация с вымышленным персонажем или ситуацией: я отождествляю себя с героем, который отвечает моим проблемам, моему душевному состоянию.
Для журналиста риторика - это не украшательство, не изобретение красивого языка, это изобретение идей. В классической риторике первая часть - это изобретение, интенция, а потом уже композиция, выражение.
В науке изобретения, как и во всякой науке, есть свои законы. На факультетах журналистики нужно сначала учить изобретать идеи, а потом писать, причем писать о том, что думаешь, при этом желательно еще и думать. А процесс думания - это творчески-эвристический процесс.
Таким образом, журналист сегодня - это сильная языковая личность, параметрами которой являются специальные и фундаментальные знания, богатый информационный запас и эрудиция, владение основами построения речи в соответствии с определенным коммуникативным замыслом и речевая культура. Только такая личность может в своей профессиональной деятельности управлять вниманием аудитории, вести эффективную политику и аргументацию, развивать достигнутый успех.
По существу, искусство влиятельной речи представляет собой богатейший арсенал, с помощью которого можно решать самые разные задачи: убеждать, развивать успех, привлекать на свою сторону, завоевывать симпатии, находить компромисс, эффектно и эффективно подавать материал. И тот, кто освоил этот арсенал, может только повторить слова Даниэля Уэбстера: “Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел”.