Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проект мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом
Специфическая система профессионального ресурса является сегодня одним из основных конкурентных преимуществ любого туристского предприятия, стремящегося упрочить свои позиции на рынке труда и рынке сбыта производимых товаров или услуг.
В наступившем веке актуальность человеческого ресурса организации, по мнению исследователей управления персоналом, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие, персонал. Данное обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе на разнообразных предприятиях.
Имеющие сегодня место изменения в кадровом управлении предприятиями сферы туризма и гостиничного сервиса, вызванные расширением рынков и структуры предлагаемых услуг, сдвигами в системе рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными и технологическими изменениями, являются стратегическими. Они охватывают не только туристский бизнес в целом, но и организацию кадровой работы на конкретных предприятиях. Думается, что, в частности, в связи с этим, многие туристские предприятия уделяют столь большое внимание аттестации персонала, повышению квалификации и т.п.
Например, в соответствии с прогнозами Информационно-аналитического центра московского Правительства, к 2010 году число гостей столицы возрастет в пять раз - с нынешнего миллиона до пяти миллионов человек [23]. Ожидаемый огромный туристский поток неизбежно создаст дефицит предлагаемых экскурсий по Москве и туров по России, а также квалифицированных работников сферы туризма, мест в отелях, и привлечет к туристскому и гостиничному бизнесу новых инвесторов и предприимчивых менеджеров. Таким образом, неизбежно рынок внутреннего туризма ждет высокая конкуренция за грамотный, хорошо подготовленный персонал. Поэтому сегодня заявлены широкомасштабные программы развития туристкой инфраструктуры в Москве, городах Золотого кольца, Сочи и других регионах. Объемы привлекаемых средств и инвестиций уже сегодня оцениваются миллиардами долларов США. Таким образом, проблемы исследований управления персоналом и планирования деловой активности как уже действующих, так и новых объектов, получают особую значимость для реализации инноваций в туристском секторе. Актуальностью проблем управления персоналом для сферы туризма и объясняется выбор темы для дипломного проекта.
Необходимо отметить следующие сдвиги в сфере управления персоналом на туристском предприятии [15]: от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу — к широким профессиональным и должностным профилям; от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала — к ответственности самих работников за собственное развитие; от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники, — к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; от уклонения от обратной связи с подчиненными — к ее активному поиску; от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов — к открытому обсуждению уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения.
В современных условиях необходимо понять как привлечь на предприятие и удержать на нем ответственных, работоспособных, высококвалифицированных и талантливых людей. Над решением этой задачи и обязаны работать менеджеры по персоналу, которые призваны играть в корпорации роль «катализатора» в многомерных и долговременных кадровых процессах, обеспечивающих конкурентные преимущества фирме за счет уникальности человеческого потенциала и высокого уровня ответственности всех ее работников. Корпоративная культура порождает ответственность, а способности людей создают конкурентные преимущества. Поэтому менеджер по персоналу должен решать две стратегические задачи: создавать конкурентные преимущества фирмы путем повышения уровня ответственности ее работников, используя для этого средства управления корпоративной культурой; обеспечивать конкурентные преимущества фирмы путем наращивания ее человеческого потенциала, всемерно обеспечивая рост профессиональной компетентности работников.
В любом случае, к какому бы предприятию это не относилось, успешность функционирования предприятия находится в зависимости от того, насколько тщательно на основе диагностики, проводимой кадровыми специалистами и линейными руководителями, будут составлены индивидуальные планы развития, которые призваны устранить сложившийся разрыв между растущими профессиональными требованиями и существующим уровнем компетентности каждого работника. Именно поэтому можно и необходимо говорить не только о социальной, но и экономической эффективности управления персоналом.
Независимо от того, насколько быстро сможет возникнуть специфическая теория управления персоналом в туристкой отрасли в России, ключевым элементом будущих изменений в кадровом менеджменте призван стать сам менеджер по персоналу. Именно от его компетентности в экономической области, в конечном счете, зависит, состоится ли эта новая профессия в нашей стране или нет. Таким образом, проблематика дипломного проекта, связанная с проблемами эффективности управления персоналом на туристском предприятии, является актуальной в связи с постановкой самого вопроса о главенстве человеческого ресурса в современной организации XXI века.
В качестве рабочей гипотезы исследования, которую автору предстоит либо доказать, либо опровергнуть, выдвигаем следующий тезис: неэффективная организация или недостаточное внимание к управлению персоналом деятельности приводит туристское предприятие к финансовому кризису.
Объектом исследования в дипломном проекте является общество с ограниченной ответственностью «XXX». Это малое предприятие, работающее в сфере экскурсионного обслуживания российских туристов в Москве.
Предметом - повышение эффективности системы управления персоналом предприятия ООО «XXX».
Целью написания дипломного проекта является разработка комплекса мероприятий совершенствования управления персоналом на ООО «XXX» на основе изучения содержания и значения теории и практики кадрового менеджмента предприятий сферы туризма.
Задачами дипломного проекта автор обозначил следующие: выявление особенностей управления персоналом предприятии сферы туризма, исследование организационно-экономических характеристик деятельности ООО «XXX», анализ системы управления персоналом на предприятии ООО «XXX», показателей ее социальной и экономической эффективности; обоснование необходимости мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ООО «XXX», разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности управления персоналом и оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мер.
Дипломный проект строился на методологии управленческих исследований, которые служат основанием рассмотрения проблем экономики и менеджмента коммерческих предприятий.
Анализ источников по теме исследования. Проблема, заявленная в названии диплома, является достаточно разработанной, но пока мало адаптированной к российским условиям и к туристкой сфере. За всю историю изучения проблем управления персоналом написано большое количество трудов. В том числе, российскими учеными разработана солидная теоретическая база для моделирования кадровой деятельности в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности человека.
К сожалению, основное количество таких научных разработок учитывает исключительно теоретические и универсальные аспекты проблемы. В последние пять лет уделяется больше, чем в предыдущие годы, внимания практическому применению знаний в этой области к конкретным сферам бизнеса, в том числе, туристкой индустрии. Тем не менее, следует констатировать крайне скудное количество монографий (за исключением трудов Лесника А.Л., Смирновой М.Н., Чернышева А.В. и некоторых других), недостаточное количество учебных пособий и статей, которые бы претендовали на междисциплинарный охват проблемы, выпущенных за прошедшие годы «перехода к рыночной экономике». Особенно удручает при изучении данных трудов то, что чрезвычайно мало внимания уделяется механизмам практического осуществления уже достаточно разработанной общей теории управления персоналом.
Итак, автор вкратце рассмотрел цель и задачи, объект и предмет, которые предстоит изучить при написании дипломного проекта. Теперь автор приступает к раскрытию содержания темы с теоретических оснований тематики дипломного проекта.