Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Единая валюта для интегрирующейся Европы
ценниками на товары. Для психологической подготовки населения цены были символически обозначены не только в ирландских фунтах, но и в "евро" - проектируемой единой валюте ЕС, создание которой узако-нила сессия его Совета министров, проходившая в это время в Дублине. Дополнение таможенного союза и единого внутреннего рынка ЕС валютным союзом, основанным на "наднационализации" денежной политики стран-членов и на введении в них вместо национальных валют общей денежной единицы, призвано логически завершить на рубеже XXI в. экономическую интеграцию в ЕС. оснастить Сообщества столь же мощным инструментом внешней финансовой политики, какими являются доллар у США и иена у Японии.
Вместе с тем переход к "евро" имеет свои сложности и неоднозначные последствия, прямо затрагивающие как западные страны, так и Россию и СНГ, чему и посвящена предлагаемая статья.
ПРИЧИНЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕХОДА К ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ
Для государств ЕС и особенно для суб-ьектов их хозяйства причины и преи-мущества перехода к единой денежной политике и валюте определяются в основном следующим:
Экономически единый рынок ЕС не может на деле стать таковым до тех пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении (тем более, что в перспективе их число может лишь возрасти). Это определяет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политике, а, следовательно, и связанные с ними различия в ценах, налогах, денежной политике кредитных рисках.
В этом смысле "евро" подводит недостающую базу под уже созданные единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, превращая Европу в завершенный валютно-экономический союз. Формируются единая таможенная пошлина и денежная политика стран ЕС под патронажем наднациональных структур.
институтов. Ожидается, что в итоге "евро" позволит успешнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, то есть стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и стабилизировать государственные финансы стран-участниц. И если переход к единому внутреннему рынку ЕС к 1996 г. уже позволил создать в Западной Европе от 300 тыс. до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 - 1,5%, снизить инфляцию на 1-1,5 процентного пункта, увеличить промышленный экспорт на 20-30%, сократить разрыв внутренних цен в различных странах ЕС на товары - с 22,5 до 19,6 и услуги - с 33,7 до 28,6% и привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.), то введение "евро" сулит принести не меньшие дополнительные макроэконо-мические преимущества'.
Политически это позволит Западной Европе иметь валюту, вполне сопоставимую с долларом и иеной и способную противостоять им, поможет привести политический вес ЕС в мире в соответствие с его экономическим потенциалом. Хотя это и не столь очевидно, но может активизироваться выравнивание уровней хозяйственного развития в "Европе 15", ибо пока наблюдается определенное сближение этих уровней лишь между странами ЕС при заметном увеличении разрыва в развитии между регионами. Это прямо влияет на взаимоотношения "центр - периферия" в отдельных странах и итоги национальных и местных выборов2.
Наконец, сам отказ от национальной валюты как атрибута суверенности воспри-нимается в большинстве стран ЕС относительно спокойно, ибо как подчеркивала "Файненшл тайме", правительства на деле "давно уже отказались от такого валют-ного суверенитета в пользу финансовых рынков"3.
Для субъектов хозяйства "евро" будет означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, а также лучшую управляемость собственными финансами. От единой валюты, в частности, ожидается ощутимый толчок процессам концентрации и централизации, что подкрепит вход европейских фирм в элиту мирового бизнеса4.