Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Возникновение и становление понятия «искусство» в России
ВВЕДЕНИЕ
Предметный мир получает значение искусства в результате теоретизирования этого мира и под влиянием традиций и аналоговых форм, закрепленных в опыте. Иначе говоря, искусство не существует вне сознания, вне признания человеком, обществом артефакта в качестве искусства. Искусство — феномен сознания.
В отличие от художественной деятельности по производству, сохранению и изучению произведений искусства, искусство представляет собой специфическую форму отражения этой деятельности как процесса, и результата этой деятельности — произведения искусства, как предмета или процесса.
Искусство — феномен духовной жизни человека. И в традиции искусствоведческой терминологии обозначается (выделяется) в словосочетании «произведение искусства» именно то, что это произведение более ни к чему не имеет отношения, как только к духовности человека. Многозначность толкования и применения термина «искусство» уже давно служит предметом спора. Этот термин, как наиболее общее понятие, определяет весь спектр общественных отношений, в той или иной степени относящихся к художественной деятельности, имеет еще много других значений и эти значения не всегда объясняют какую-либо из сторон отношения такого обозначения к художественному. «Произведения искусства», «искусство» без произведений, «произведения» без искусства, «профессиональное искусство», «любительское искусство», «народное искусство», «искусство видеть», «искусство чувствовать» и т. д., и т. п. Отчего огромная многозначность? Что же то объективное, что требует двусложного обозначения «искусство чего-то», в чем подчеркивается и обозначается особая сторона отношения объекта к человеку? По-видимому, причины необходимо искать не в обозначениях явления, а в происхождении его и установлении его границ.
Противоречивое отношение к искусству, понимание существа явления и его места в обществе имеет не случайный характер, так как противоречия обнаруживаются не в самом искусстве, а в оценках его. Есть существенные различия терминологии одного и того же названия — искусство. Эти различия происходят из различий в практике, той деятельности, которую традиционно относят к искусству. Все материальные процессы и предметы, имеющие в общественном сознании значение искусства, имеют для нас много общего с искусностью. Искусством мы называем многое, но не все из этого множества и не всегда имеет для индивида, общества в своих конкретных проявлениях значение искусства.
Искусство охватывает многообразные формы человеческой деятельности, каждая из которых является предметом особой научной дисциплины — этнографии, истории, языкознания, литературоведения, разных отраслей искусствоведения, педагогики, этики и т. д.; поэтому общенаучный взгляд на искусство не может не скрещиваться с изучением ее конкретных форм соответствующими конкретными науками.
Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511—1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания. Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим и в древнейших восточных трактатах «Веды», «Авеста», и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика — это «наука о чувственности вообще». Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем.
На Руси первые сведения и высказывания об искусстве содержатся в церковных проповедях (митрополит Иларион, 11 в.), летописях, сказаниях, житиях, описаниях путешествий. Особенно важны письмо Епифания (начало 15 в.) с характеристикой творчества Феофана Грека, полемическое послание Иосифа Волоцкого (15 в.), отстаивающее традиционную иконопись, трактаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова (17 в.) в защиту личности художника и его права на «живоподобную» живопись.
В XX веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.
Объект исследования: сущностные черты понятия искусства.
Предмет исследования: процесс возникновения и становления понятия искусства в России.
Цель исследования: выявить особенности возникновения становления понятия искусства в России.
Задачи исследования:
изучить специальную литературу по теме исследования;
дать понятия, функции, структуру искусства;
описать возникновение и формирование основных концепций искусства;
проследить генезис и эволюцию понятия искусства в России;
сделать выводы по теме исследования:
Методы исследования:
исторический анализ;
теоретический анализ;
сравнение;
В процессе исследования было использовано 45 источников. Среди них работы Елиаде М., Коваленской Н. Н., Плеханова Г. В., Тойнби А. Дж Флоренского П., Чавчавадзе Н. 3., Эфроса А. М., и др.
Специфика культурологического анализа понятия искусства — в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.