Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экономика России в 19 веке
ЭКОНОМИКА РОССИИ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА (1895—1914)
Общая характеристика периода. В конце XIX — начале XX в. в литературе появилось много работ об империализме. Но только В.И. Ленин дал глубокий анализ сущности империализма, его пол¬ную характеристику как особой стадии в развитии капитализма и выделил основные признаки. «Империализм есть капитализм на той стадии развития,— писал В. И. Ленин,— когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значе¬ние вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами н закончился раздел всей территории земли крупнейшими капита¬листическими странами». Изучив огромный мате¬риал о развитии монополий, В. И. Ленин определил и время перехода or капитализма свободной конкуренции к империализму: «Подъем конца XIX века и кризис 1900—1903 гг.: картели становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Капитализм превратился в импе¬риализм» . Окончательная смена старого капитализ¬ма новым произошла в начале XX в., но ростки империализма, pro отдельные черты проявились еще в конце XIX.
Россия вступала в период империализма в тот момент, когда темпы ее развития были очень высокими, она еще не догнала по уровню развития капитализма США, Германию, Англию, но по¬равнялась с Францией. Монополистические тенденции уже проявля¬лись тогда в России в промышленности и в финансовой сфере. Их развитию способствовал промышленный подъем 90-х гг. и кризис 1900—1903 гг. В этом отношении российский капитализм развивался в общем русле мировой экономики. Но каждая страна имела свои условия и особенности перехода к империализму.
Россия имела преимущества страны молодого капитализма и богатейшие залежи всех видов сырья, но ее развитие сдерживали остатки крепостничества. Некоторые из этих пережитков были модернизированы капитализмом. Самодержавие было вынуждено приспосабливаться к экономическому развитию и как бы насаждало сверху капитализм и империализм, но это насаждение не могло быть и не было главной причиной его развития, так как без соответствующей широкой базы внизу правительство не смогло бы ничего наса¬дить сверху.
В период империализма окончательно сложились социально- экономические предпосылки социализма. Оценивая империализм в России как среднеразвитый, В. И. Ленин указывал, что без мате¬риальных предпосылок социализма в области экономики нельзя начинать социалистическую революцию, ибо «никакое восстание не создаст социализма, если он не созрел экономически».
Россия являлась узловым пунктом противоречий империализма, поскольку рядом с капиталистическими противоречиями в ней ужи вались помещичий и национальный гнет, усугублявшиеся произволом и насилием царского самодержавия. Это обусловило тяжелое положение большинства трудящихся города и деревни, обостре¬ние классовой борьбы.
Промышленный подъем 90-х гг. В 1893 г. начался промышлен¬ный подъем в России, который продолжался очень долго и шел чрезвычайно интенсивно. Одной из особенностей этого подъема был бурный рост строительства железных дорог, которые возводи¬лись на государственные вложения. Нужно отметить, что это была долговременная продуманная политика, правильно учитывающая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны, хотя первые годы многие дороги были убыточными. Несмотря на финансовые трудности, правительство выполнило в 1893—1904 гг. огромную программу железнодорожного строительства. К 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км. За 1893—1902 гг. было построено еще 27 тыс. км. При этом в 1895— 1899 гг. сдавалось в эксплуатацию ежегодно в среднем по 3064 км. Затем темпы несколько снизились, но оставались высокими. В сле¬дующие пять лет (1900—1904) ежегодно сдавалось по 2022 км, В период революции темпы упали, но в целом за пятилетие 1905—1909 гг. оставались высокими — по 1262 км ежегодно. Для промыш¬ленности и сельского хозяйства страны особенно большое значение имела Великая Сибирская железная дорога. Огромное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материа¬лы и было одной из причин промышленного бума.
Высокими темпами развивалась в период подъема тяжелая про¬мышленность, увеличившая производство в два раза. При этом ее ключевые отрасли развивались еще быстрее: выплавка чугуна воз¬росла с 0,9 до 2,9 млн. т (в 3,2 раза), добыча угля с 6,1 до 16,6 млн. т (в 2,7 раза) и нефти с 4 до 10,5 млн. т (в 2,6 раза). Но структура промышленности существенно не изменилась, поскольку легкая промышленность также развивалась довольно быстро (увеличи¬лась в 1,6 раза). К 1900 г. отрасли группы «А» давали по стоимости 40% всей продукции. После кризиса удельный вес этой группы опять снизился до одной трети. Поднялась доля России в мировом промыш¬ленном производстве с 4% (1870 г.) до 7% (1900 г.). По основным показателям тяжелой промышленности страна сравнялась с Фран¬цией, по выплавке чугуна вышла на 3-е место в мире, по добыче нефти — на 1-е место.
В 90-е гг. ускорился процесс концентрации производства. Было построено большое количество новых крупных заводов. На базе высокой концентрации в 80—90-х гг. были созданы первые картели и синдикаты: союз рельсовых фабрикантов (1882), объединения заводов, изготавливающих крепления к рельсам (1884), мостострои¬тельных (1887), проволочных и гвоздильных (1886) и др. Всего к 1900 г. в России было создано до 30 картелей и синдикатов, но многие из них создавались на короткий срок и объединяли еще небольшое число заводов. Исключение представлял сахарный синдикат, кото¬рый был под покровительством Министерства финансов.
Развитие промышленности в 1900—1903 гг. и образование моно¬полий. В 1900—1903 гг. Россия пережила экономический кризис, который охватил в эти годы все передовые страны. Начало кризиса отмечалось в отдельных отраслях еще с 1897 г., но тогда прошло сравнительно незаметно. Скандал разразился на денежной бирже в 1899 г., когда обанкротились крупные фирмы Мамонтова, Дервиза, Алчевского, что было вызвано сокращением кредитов и повышением ставки учетного процента Государственным и частными акционер¬ными банками под воздействием европейского денежного кризиса 1899 г.
Особенностью кризиса в России был его затяжной характер. Кризис охватывал то одну, то другую отрасль хозяйства, и поэтому падение стоимости продукции в 1900—1903 гг. было сравнительно небольшим. Меньше других пострадали отрасли легкой промыш¬ленности, где снижение темпов наблюдалось еще в 1897—1899 гг., а с 1900 г. они несколько увеличили общее производство. В большей степени кризис затронул тяжелую промышленность. В отдельные годы падение производства в ней было разным (3% — в 1900 г., 9% — в 1902 г.), а в отдельных отраслях в среднем 10-15%.