Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития экономики России в 19 веке
Введение
Территория и население. Территория России в начале XIX в охватывала значительную часть Восточной Евро¬пы, Северную Евразию, Аляску и Закавказье. Население страны насчитывало в 1801 г. 37 млн человек, а к 1825 г за счет естественного прироста и присоединения терри¬торий составило уже 53 млн. На долю крестьянства при¬ходилось 90% всего населения. В 1801 г. в 583 городах и посадах России проживали 2 млн 400 тыс. человек право¬славного вероисповедания, т е удельный вес городских жителей составлял 8,4% На протяжении четверти века это соотношение почти не изменилось, поскольку при¬ток сельского населения в города до 20-х гг. оставался незначительным из-за экономической конъюнктуры и продолжавшейся внутренней колонизации (Новороссия, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, Сибирь). Кроме того, естественный прирост в го родах был ниже, чем в деревне.
В территориально-этническом отношении Российская империя состояла из центральной части с преобладанием русского населения (Великороссии), к которой примыка¬ли районы с родственными славянскими народами (ук раинцы и белорусы), из огромных переселенческих ре¬гионов Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа, где также преобладало русское население, и националь¬ных окраин, где проживали другие народы и народности Господствующее сословие России — дворянство на¬считывало 225 тыс. человек (0,5% всего населения) На вершине государственной власти находилось около 1000 военных и гражданских чиновников первых четырех классов Табели о рангах. Около 100 тыс. помещичьих се¬мей владели крепостными крестьянами, причем около 70% из них были мелкопоместными и имели в собствен¬ности до 21 души мужского пола
Крестьянское население России делилось на три груп¬пы: помещичьи, государственные и удельные крестьяне. Из каждых десяти крестьян шесть были помещичьими и находились в крепостной зависимости. Наибольшая масса крепостных проживала в центральных губерниях, а меньше всего их было в Сибири, незначительным был удельный вес крепостных крестьян среди населения се¬верных и южных степных губерний. В Архангельской же губернии крепостных не было совсем.
Помещичьи крестьяне делились на барщинных (в чер¬ноземных, средне- и нижнеповолжских губерниях они составляли до 70—75% крестьян) и оброчных (больше всего в центральных губерниях — до 70%, меньше всего — в Литве, Белоруссии и на Украине — 1—7%). , Государственные крестьяне принадлежали казне и ; официально считались свободными сельскими обывателями. Государство предоставляло им в пользование зе- 1 мельные наделы и взимало оброк, а также налоги.
Промежуточное положение между государственными и помещичьими крестьянами занимали удельные кресть¬яне, находившиеся в собственности императорской фа¬милии. Их насчитывалось около 0,5 млн душ мужского пола, проживавших в 27 губерниях.
В российской деревне всегда существовало имущест¬венное неравенство, которое приводило к социальному расслоению крестьянства: выделению разбогатевшей верхушки и появлению группы беднейших крестьян. Наиболее интенсивно этот процесс протекал среди госу¬дарственных и оброчных крестьян, особенно в централь¬ных губерниях. К 1818 г. 10% оброчных крестьян Кост¬ромской губернии выкупились из крепостной зависимос¬ти. Нередко разбогатевшие крепостные крестьяне, не имея юридических прав, через подставных лиц вкладыва¬ли деньги в торговлю, промышленность, покупали земли. В то же время многие крестьяне не способны были пла¬тить оброк.
Помимо дворян к привилегированным сословиям от¬носились также духовенство и купечество (соответствен¬но 215 и 119 тыс. человек). Постепенный рост купеческо¬го сословия происходил в основном за счет выкупавших¬ся на волю крестьян.
К податным сословиям, кроме крестьян, относились цеховые ремесленники и мещане, которые составляли до 50% жителей городов.
Особое положение в социальной структуре общества занимало военно-земледельческое сословие казаков.
Развитие товарных отношений, происходившее в Рос¬сии в условиях сохранения крепостного права, оказывало влияние на социальную структуру общества. Постепенно формировался специфический тип российского пред¬принимателя, теснейшим образом связанного своими корнями с патриархально-крепостнической системой. В начале XIX в. ни торговое, ни промышленное пред-1ринимательство еще не могло играть самостоятельную юль и выступать как влиятельная экономическая сила.