Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Суицид как медико-социальный аспект
Введение
Актуальность данной темы очевидна. Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти. Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен, он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. В чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%).
В то же время, медицинские аспекты самоубийства как явления нельзя игнорировать, поскольку 1/3 всех самоубийств являются следствием каких - то психических расстройств.
В последние годы отмечается значительный рост суицидов и суицидальных попыток, что свидетельствует об ухудшении психического здоровья населения. В ситуации конфликта суицидальное поведение у одних людей реализуется на фоне своеобразных характеристик сознания и самосознания, у других - при ведущем влиянии интенсивных эмоциональных переживаний, у третьих - впоследствии доминирования идеи, подрывающей жизнестойкость индивида, у четвертых - решение о самоубийстве являлось результатом «трезвого» взвешивания всех «за» и «против».
В настоящее время тяжелая социально-экономическая ситуация в стране способствует усилению социально-психической дезадаптации и формированию аутоагрессивных тенденций. В любом обществе в периоды социального напряжения создаются предпосылки для возникновения различных форм отклоняющегося поведения, включая суицидальное. Поэтому, при планировании и разработке стратегических задач в психиатрической помощи необходимо учитывать новые социально-экономические изменения в обществе, повлекшие изменения в сознании и мышлении человека.
Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей.
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.
Разработанность темы достаточно широка, на эту тему было проведено множество исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные ещё при жизни автора, одна - «Самоубийство» (1897) - целиком посвящена данной проблематике и «Метод социологии» (1895) -правилам, относящимся к различению нормального и патологического. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и другими характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор. Многие работы характеризуются излишней практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, он реален, и если опираться на статистику, эта реальность ужасает.
Предмет работы - изучение причин суицидального поведения, социально-клинических аспектов суицидального поведения.
Объект курсовой работы - суицид как медико-социальный аспект.
Субъектом исследования курсовой работы является анализ суицидального поведения как медико-социального аспекта.
Учитывая изложенное выше, цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида как медико-социальный аспект. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида
выявить причины суицидального поведения;
рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц;
изучить религию как сильный социальный фактор суицида;
охарактеризовать социально-клинические аспекты суицидального поведения;
выделить меры по предотвращению суицидальных попыток.
Структура курсовой работы: введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение отражает цели и задачи исследования.