Содержание:
Содержание
1.Как вы понимаете термин культура, охарактеризуйте кратко методы культурологических исследований и выделите функции природы 7
2. Проанализируйте типологию культур, покажите их отличия и сходства 8
3. кратко покажите развитие материальной культуры в различные эпохи 10
4. Как вы понимаете термин человек духовный. Каковы его устои и культура, покажите особенности цивилизации общества 11
5. в чем проявляется мистическое единство человека с природой, краткая характеристика мистики от древности к современности, ее значение 12
6. что такое искусство, какого его происхождение и развитие, покажите отличие древнего искусства от современного, в чем смысл искусства 14
7. Функции искусства, его виды и направления 15
8. что понимается под мифологией, каково соотношение мифологического и реального в человеке 16
10. Реальное и мифическое в вопросе истории и искусства Египта 17
11. Мистическое и реальное в истории, мифологии и искусстве народов Ближнего Востока 19
12. Что общего и различного культур древних народов Египта и Ближнего Востока 20
13. Проанализируйте и покажите особенности цивилизации древних народов Египта и Ближнего Востока 21
14. В чем на Ваш взгляд проявляется культура Древней Индии. Покажите это на примерах в области мифологии, религии, искусства, техники, науки 21
15. Дайте краткую характеристику взглядам индийского народа на природу и человека 23
16. В чем выражается особенности китайской культуры. Покажите на примерах мифологии, религии, искусства, техники, науки 24
17. В чем отличия и сходства культур древних народов Индии и Китая 26
18. Термин философия, кратко роль и значение для будущих поколений философов древности (что они внесли в мир) 27
19. Что, по-вашему, есть истина, с кем из философов древности совпадают Ваши воззрения 28
20. Охарактеризуйте особенности мифологии, философии, искусства Древней Греции 31
21. Покажите отличие и сходство культур народов Древней Греции и Древнего Рима (в мифологии, философии, культуре) 32
22. Термин религия, ваше мнение история И. Христа – миф и реальность 32
23. Какова роль и значение христианства в мире 33
24. Кратко охарактеризуйте мифологию, религию, философию, искусство, науку Европы и Византии в Средние Века 34
25. В чем отличие религий ислама и христианства. Что дал ислам как религия народам мира 36
26. В чем значение мусульманской философии и искусства. Какова их роль в развитии народов мира 37
27. Что мы понимаем под наукой. Какова научная картина мира в древности и с точки зрения современности в условиях НТР 38
28. В чем суть новоевропейской философии. Что нового она дала миру. Каковы ее основные особенности 40
29. Перечислите стили новоевропейского искусства. В чем проявляются его особенности и каково его значение для современности 42
30. В чем проявилась особенность русской философии, религии и искусства. В чем сущность процесса русской цивилизации 43
31. В чем проявляются особенности философии, искусства США от аналогичной сферы России 44
32. Что такое идеология. Краткая характеристика этапов и источников идеологии 45
33. Дайте сравнительный анализ (характеристику) различным видам идеологических течений 45
34. В чем проявляется закономерности развития культуры 49
35. В чем проявляется кризис (падение) культуры и каковы перспективы российской культуры 50
36. Сколько этапов выделяются в палеолите. На сколько эпох делиться каменный век 51
37. В какой период первобытной эпохи появились первые крепости 53
38. В какое время возникла культура Двуречья 53
39. Когда сформировалась ахейская культура 54
40. Сколько этапов было в греческой системе образования 56
41. В какое время возникло Христианство 56
42. К какому времени восходит становление русского этноса 57
43. Из какого материла на Руси набирались мозаичные изображения 58
44. В каком веке началось формирование русской нации 58
45. На каком этапе шло великое переселение народов 59
46. Кто был первым царем Руси 60
47. В каком веке появился жанр камерной лирической песни 61
48. Кто заложил основы генетики 62
49. В какой стране и когда возникло течение символизма 64
50. Какое направление в искусстве было главным 65
51. Когда и где возник Пролеткульт 66
52. В каком году было введено новое правописание в России 67
53. Какая главная тема была ведущей в искусстве и литературе в России 69
54. По какой причине произошел раскол в России в начале XX века 69
55. По какой причине произошел распад СССР 71
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по культурологии
Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.
Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно «сказать, что слово "культура" имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.
В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как "вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая "возделывание души".
В культурологии используются методы, используе¬мые во всех областях человеческой деятельности: классификация (т. е. упорядочение культур и культурных феноменов на основе одного или нескольких признаков), анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т. п. Помимо общих методов исследования культурология создала свои специфические методы: эволюционный метод, структурно-функциональный метод, диффузионизм, символический интеракционизм, позволяющие решать конкретные задачи внутри данной науки.
Одним из первых методов культурологических исследований следует считать эволюционный метод. Эволюционный метод наравне с диалектическим, который рассматривает динами¬ку культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции (т. е. периоды создания новых типов куль¬тур и смены лидирующей роли отдельных отраслей культуры), яв¬ляется частью исторического метода. Основой является положение о том, что эволю¬ция — это процесс, через который реализуется внут¬ренняя мера, скрытый потенциал явления через его из¬менение при сохранении формообразующего начала. Та¬кой подход означал переход к проблеме соотношения изменений и преемственности, роли традиций и само¬бытности в регуляции общества и его культуры.