Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конфликтология
Преамбула
Данная программа представляет собой содержание курса, который в течение ряда лет читается автором в вузах Ростова-на-Дону. Отдельные лекционные темы (в том числе проблемные лекции по конфликтологии) читались нами в вузах Северо-Кавказского региона. В следующем учебном году, в связи с введением двух новых специализаций на факультете социологии и политологии РГУ – ‘’сравнительная политология’’ и ‘’мировая политика и международные отношения’’, мы намереваемся приступить к чтению курса ‘’Конфликтология’’ для студентов-политологов.
Подчеркнем: программа ориентирована прежде всего на студентов этого профиля, особенно на тех из них, кто специализируется а таких областях политологии, как компаративистика, политическая регионалистика, этнополитология и международно-политическая наука. В то же время она может стать неплохим подспорьем для лиц, проходящих обучение по другим направлениям гуманитарной подготовки: ‘’государственное и муниципальное управление’’, ‘’регионоведение’’ и ‘’международные отношения’’ (в последнем случае она целесообразна как изложенный в сжатой форме материал, предваряющий более глубокое изучение студентами проблематики международных конфликтов).
Программа представляет собой авторскую работу, т.е. является одной из возможных версий вузовского курса ‘’Конфликтология’’. По существу, это изложение самых основ теории конфликтов и ознакомление студентов с базовыми компонентами практической работы с конфликтами. При этом мы опирались на все сколь-нибудь серьезные монографические работы, учебники и учебные пособия, руководства и статьи в перидических изданиях, а также на ряд работ по данной проблематике, вышедших за рубежом.
В целом программа рассчитана на 68 часов аудиторной работы. Из них на лекции отводится 40 часов, на семинарские и практические занятия – 28. При этом семинары предусматривается проводить по темам, включенным в первую часть, а практические занятия – по темам, входящим во вторую часть Основного раздела курса. Исключение, правда, составляет одна тема из первой части, посвященная переговорам, по которой также желательно провести практическое занятие (или тренинг). К сожалению, по причине сравнительно небольшого количества часов, отводимого на этот курс, провести семинарские и практические занятия по всем лекционным темам невозможно. Так что в этом плане выбор конкретных тем для изучения – дело самогó преподавателя.
И еще одно замечание. Мы считаем, что важной (и как бы завершающей курс) активной формой обучения конфликтологии мождет/должна стать ролевая игра. Этот вопрос специально оговаривается преподавателем за несколько недель до окончания занятий. Тема и сценарий игры заблаговременно доводятся до сведения студентов. Им дается время на подготовку, причем с этой целью планируется также их внеаудиторная работа. На игру отводится 4 часа и столько же – на подготовку к ней.
Остается добавить, что в условиях все еще сохраняющегося дефицита учебной и особенно методической литературы по конфликтологии, чтобы помочь студентам сориентироваться в этой учебной дисциплине, нами дается максимально развернутый вариант программы курса (его лекционной части), а в качестве приложения к ней – материалы к библиграфии, которые включают в себя важнейшие монографические издания, учебники и сборники по конфликтологии на русском и английском языках.