Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Детский коллектив, технология его формирования (на примере Даниловской школы им. Макаренко)
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, выход из кризиса подготовки подрастающего поколения к жизни невозможны без кардинальных изменений в системе педагогического процесса, без развития субкультуры взрослых и детей. Одной из сфер субкультуры является сфера взаимоотношений.
Педагогические отношения любой направленности всегда выстраиваются в определенной среде, которая оказывает влияние на человека и вносит коррективы в воспитание. Так или иначе, социальная среда оказывается воспитательной, однако эффект воспитания, стихийный или организованный, будет выражаться и использоваться по-разному.
В советской педагогике этот эффект трактовался однозначно: воспитание в коллективе и через коллектив, так как длительное время государственная идеология утверждала приоритет коллективно-общественного над индивидуальным. В проекции на образовательные учреждения это выражалось в формировании у детей коллективистского сознания, в приоритете формирующей функции обучения и воспитания над личностно-ориентированной.
Сегодняшний интерес к развитию личности выступает вполне правомерным явлением как цивилизованный подход к решению важнейших социальных проблем.
Личность, возникая и развиваясь изнутри за счет сущностных сил и природных предпосылок, формируется и окончательно складывается в качестве природно-социального образования под влиянием социума, различных факторов воздействующих извне, составляющих позитивную или негативную социализацию личности. Взаимодействие внешнего и внутреннего являет собой неразрывное целое, органическое и одновременно противоречивое единство.
И внутренняя организация индивида и внешние природно-социальные условия способны внести известные коррективы в развитие личности. В единстве индивида и социума обнаруживаются и выступают в противоречие противоположные начала. С одной стороны, личность стремится к проявлению и утверждению своей индивидуальности и стремится найти условия для самореализации, что возможно в социуме. С другой стороны, социум стандартизирует индивидуальную жизнь, представляя образцы и шаблоны мышления, деятельности, поведения, как бы игнорируя самоценность личности. Возникает в некотором роде борьба между личностью и обществом. При нормальном природном фонде человек развивается в направлении целостной личности, находит положительный отклик и поддержку своим стремлениям извне в процессе общественного взаимодействия. В других случаях, когда повышенные запросы и неадекватные самооценки, возникающие в результате плохого воспитания, не удовлетворяются обществом, внешние условия могут подавлять внутреннюю сущность личности, лишить ее поддержки и самостоятельности.
Вышеназванные противоречия являются общими и вечными, присущими явлениям в природе и общественной жизни. Научный подход к изучению действительности диктует необходимость не противопоставлять их и не подменять одно другим, а внимательно рассматривать
Проведя анализ проблемы коллектива и личности, коллективных взаимоотношений, мы определили, что вышеобозначенные вопросы разрабатывались в отечественной педагогической науке целой плеядой выдающихся ученых и практиков, заложивших теоретические и методические основы взглядов на предмет диалектического единства личности и коллектива, обоснования необходимости жизнедеятельности отдельной личности в коллективе, принципы организации, управления, воспитательные функции коллектива, механизмы их воздействия на личность, ее социальную активность, творческие субъективные возможности и др. Те или иные аспекты проблемы были изучены подробно или частично в трудах известных исследователей современности и прошлого педагогической науки
Классики советской педагогики сформулировали идеи, многие из которых лежат в основе современных представлений о детском коллективе, коллективных взаимоотношениях, их воспитательных функциях и возможностях [Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, позднее В. А. Сухомлинский]
Прогрессивные русские педагоги отразили идеи гуманизации внутри детских объединений, направленные на интерес и внимание к субъективности детской личности [Н. И. Пирогов, П. Ф. Каптерев, Г. Роков, О. Шмидт, А. Ф. Лазурский и др.]
Позднее идеи гуманизации детской среды частично были реализованы рядом крупных педагогов и врачей [Т. С. Шацкий, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Н. И. Иорданский, И. Г. Розанов и т.д.]
В последнее десятилетие исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов [Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С.Богданов, И. Б. Первин и др.], развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления и нем [В. М. Коротов], разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива [Э. С. Кузнецова, Н. Е. Шуркова и др.]
Необходимость исследования проблем личности и коллектива, коллективных взаимоотношений в младшем школьном возрасте увеличивается в связи с необходимостью нравственного воспитания детей и умения жить в коллективе. Однако, как показывает практика, группы младших школьников не являются сферой приложения усилий в этом направлении из-за отсутствия нового содержания, форм, методов, отвечающих требованиям современной социальной ситуации. Поэтому наряду с общими противоречиями, продиктованными внутренней организацией личности и внешними природно-социальными условиями, существуют более конкретные, частные противоречия между личностью и коллективными взаимоотношениями требующие эффективного разрешения. Все это указывает на актуальность нашего исследования по теме «Детский коллектив, технология его формирования».
Объект исследования – процесс формирования детского коллектива у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - формирование коллектива младших школьников.
Цель исследования – выявление, определение и обоснование технологии формирования коллективных взаимоотношений в условиях, в которых реализуется индивидуальность младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы формирования детского коллектива в трудах ведущих специалистов-педагогов.
2. Выявить структуру коллектива и его характерные признаки.
3. Исследовать формирование коллектива младших школьников в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза: воспитание нравственных качеств у младших школьников способствует формированию детского коллектива
Методы: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, диагностика, анализ.
База: Даниловская средняя школа им.А.С. Макаренко, 1 класс.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, литературы, приложения