Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конкуренция и ее роль в деятельности предприятия ОАО Волгоградский керамический завод
Введение
Один из основополагающих принципов рыночной экономики – свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством. Однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине 19 века получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции – внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно–технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов из отраслей. Имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее нужных товаров. Цены падают – снижается и прибыль.
К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо оттого, куда он вложен. Она также стимулирует научно–технический прогресс.
Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.
Наиболее важная область производителей – рынки сбыта и потребления. Например. Потеря 10% доли рынка, как правило, влечет за собой снижение норм прибыли на 5 – 6 %. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.
Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, за право использования научно–технических открытий. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно–технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшего его обновления.
Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой вновь возникшей проблемы компании прибегают к различным способам – от создания собственных высших учебных заведений до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран.
Научно–техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотъемлемым условием процветания фирмы. Изобретение или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха (как, например, видеомагнитофон «Бетамакс» фирмы Sony); но аналогичное изобретение конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.
Однако конкуренция не всегда связана непосредственно с борьбой. Все чаще она косвенно воздействует на рынок. В подтверждение этому можно привести пример, когда IBM опубликовала технические характеристики своего персонального компьютера на рынке с целью привлечения сторонних разработчиков к подготовке программного обеспечения. Более того, IBM передала ряд интегральных схем одному из своих конкурентов – компании «Диджитэл Эквипмент», подготовив таким образом рынок для восприятия своей продукции, и в конечном счете стала законодателем стандартов в области персональных компьютеров.
И такой случай не единичен. В 1979 году в период кризиса компании «Крайслер» один из наиболее могущественных ее конкурентов – «Дженерал моторс» согласился предоставить ей значительный кредит. Причину такой щедрости впоследствии объявил сам президент корпорации «Крайслер» Ли Якокка: «Лишь импорт мог бы удовлетворить внезапно возросший неудовлетворенный спрос на малогабаритные автомобили. Поэтому крушение фирмы «Крайслер» привело бы не только к увеличению импорта в Америку таких автомобилей, но и к «экспорту» рабочих мест автопромышленности…, если «Крайслер» обанкротится… десятки рабочих мест будут потеряны для Америки и перейдут к Японии».
Господство монополий не только ограничило свободу конкуренции, но и ужесточило ее характер. В последние десятилетия значительные технологические сдвиги в производстве уменьшили преимущества крупносерийного производства, а рентабельность мелкого предприятия существенно возросла за счет его гибкости и адаптации к динамично меняющемуся рынку. В мелких и средних фирмах сильней склонность к риску. Они более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В них выше цена успеха и потерь и потому сильнее хозяйственные мотивации. В результате значительного возрастания удельного веса малого бизнеса на мировом капиталистическом рынке соперничество между крупными и сверхкрупными монополиями ныне соседствует с борьбой средних, мелких и мельчайших фирм.
Конкуренция приобретает все более широкий международный характер: появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно–технический прогресс. На современном этапе все перечисленное придает конкуренции особую остроту.
Повышается роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Здесь важную роль будет играть антимонопольная экспертиза крупных инвестиционных проектов. Конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, будет все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия и объединения прежде всего с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становится в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.
Конкуренция является одним из важнейших условий существований рынка с момента его возникновения. Основываясь на этом можно сказать, что рынок без конкуренции существовать не может, механизм его фундаментально базируется на ней. Это позволяет сделать выводы о том, что в рыночных условиях исследование конкурентоспособности является актуальным вопросом.
Объектом исследования является продукция предприятия.
Предметом исследований дипломной работы является предприятие ОАО "Волгоградский керамический завод".
Целью моей дипломной работы является выявление актуальных проблем управления конкурентоспособностью в условиях современного российского рынка на примере ОАО "Волгоградский керамический завод".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть какова роль конкуренции в деятельности предприятия, а также методы конкурентной борьбы;
2. Указать важнейший фактор конкурентоспособности и способы ее достижения;
3. Как происходит управление конкурентоспособности, ее сопутствующие проблемы и перспективы;
4. Дать организационно-управленческую и экономическую характеристику предприятия указав как происходит управление качеством на ОАО "Волгоградском керамическом заводе".