Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Аспекты оздоровления школьников старших классов.
Введение
В современном обществе проблема стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии особенно актуальна и занимает важное место в системе соци¬альных ценностей и приоритетов. Являясь одним из показате¬лей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, здоровье человека является мощ¬ным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографиче¬ским, культурным и духовным потенциалом любого общества.
Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие человека, но и успешность освоения им профессии, эффективность профессиональной деятельности.
Существует большое количество факторов, снижающих уровень здоровья человека: перенесенные болезни, пристрастие к алкоголю и табакокурению, хроническое влияние неблагоприятных условий жизни и труда, нерациональное питание (как его недостаточность, так и изобилие и высо¬кая калорийность), беспорядочный режим труда и отдыха, сна, частые эмоциональные напряжения, загрязнение воздуха, воды и пищи, злоупот¬ребление лекарствами и бытовой химией. В числе этих факторов на одном из первых мест стоит недостаточная двигательная (мышечная) активность.
В отличие от большого количества факторов, ухудшающих здо¬ровье, число факторов, укрепляющих его, очень невелико. Наиболее эф¬фективным из них является ведение здорового образа жизни.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.
По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицина, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. К другим факторам относятся экология (влияние внешней среды), наследственность, здравоохранение.
Состояние здоровья граждан Российской Федерации к настоящему времени вызывает большую тревогу. В историю России 1992 и последую¬щие годы войдут с отрицательным приростом населения, которое начинает вымирать. Смертность в стране в 1.7 раза превышает рождаемость. Во мно¬гих территориях - в 2-3 раза. В настоящее время происходит резкое старе¬ние населения страны. Если в 1939 г. на одного неработающего было шесть работающих, то в 1996 г. менее двух. По прогнозам в 2010 г. число рабо¬тающих и неработающих сравняется.
В России сохраняется напряженная эпидемиологическая обста¬новка. Продолжает расти число таких заболеваний, как: туберкулез (как и во всем мире), дифтерия, холера, чума, диабет и т.д. Для России приори¬тетными являются сердечно-сосудистые заболевания (55% населения стра¬ны страдают этим недугом) и онкология (20%). В 4-5 раз возросла заболе¬ваемость новорожденных, в 2-3 раза детская. Все чаще отмечаются задерж¬ки в психическом и физическом развитии детей. В настоящее время в шко¬лах 80% хронически больных детей.
Значительное отрицательное воздействие на здоровье человека оказывают проблемы экологии, вызывающие катастрофическое ухудшение Природных и социальных условий жизни человека.
Социальными причинами ухудшения состояния здоровья в нашей стране является политическая нестабильность, экономические трудности; население с самого раннего детского возраста не воспитывается и не обу¬чается здоровому образу жизни и, как следствие всего этого - белковое и витаминное голодание, отсутствие научной организации труда, ухудшение экологической обстановки, рост преступности, алкоголизма, наркомании, травматизма, самоубийств.
Проблемой исследования психофизиологического здоровья занимались такие деятели как Иванова М.В., Корнюхин А.И., занимающиеся оптимизацией нагрузок школьного процесса обучения на основе результатов аппаратного определения психофизиологического состояния школьников; Никитина Е.Б., изучавшая психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем подростковом возрасте; заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО Минобразования России Смирнов Н.К. (Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.); а также
Ю. П. Лисицын и И.В. Полунина, М.В. Удальцова, Иванов М.В., Корнюхин А.И. Никитина Е.Б., Ростовцева Е.Е., Казначеева Л.Ф., Шиляева Н.В.
Но, не смотря на имеющиеся в данной области исследования, работ по проблеме сохранения психофизиологического здоровья подростков в сельских школах недостаточно. Это определило тему нашего исследования.
Цель исследования: факторы, влияющие на развитие и сохранение психофизиологического здоровья учащихся старших классов
Задачи исследования:
1. Проанализировать специализированную литературу по выбранной нами тематике
2. Изучить психологическое здоровье старшеклассников, выявить психологические факторы, влияющие на его формирование
3. Подобрать диагностического инструментария для изучения психологического здоровья старшеклассников
4. Провести экспериментальное исследование по развитию и сохранению психофизиологического здоровья учеников старших классов, разработать коррекционную программу и апробировать ее на практике.
5.Обработать и проанализировать результаты эксперимента.
Объект исследования: психофизиологическое здоровье старшеклассников
Предмет исследования: факторы, влияющие на развитие и сохранение психофизиологического здоровья старшеклассника.
Гипотеза исследования: разработка коррекционной программы для подростков и занятия по ней будут способствовать развитию и укреплению их психофизиологического здоровья.
Методы исследования: в ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационный метод (сравнительный способ); эмпирический метод (наблюдение, анкетирование, тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки полученных результатов (качественный и количественный способы); метод интерпретаций (генетический способ).
База исследования: учащиеся 7-10 классов, средней школы Ленинского района г. Самары. Выборка составила 40 чел.
Структура дипломной работы: введение, глава 1. Теоретический анализ психофизиологического здоровья подростков, глава 2. Опытно экспериментальное изучение психофизиологического здоровья, заключение.