Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Понятие мультипликатора и акселератора, модели их взаимодействия
Введение
Под национальным рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация товаров и услуг, обращение капитала, купля-продажа рабочей силы.
Согласование макроэкономических пропорций достигается через механизм спроса и предложения
Фирмы, администрация которых выступает в качестве представителей владельцев капитала, производят продукцию, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Работники как представители активной части домашних хозяйств предлагают свою рабочую силу, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на произведенную продукцию.
Таким образом, основные экономические субъекты национального рынка единовременно функционируют на трех его составляющих — рынке товаров и платных услуг, рынке денег и ценных бумаг, рынке труда. При этом фирмы предъявляют спрос на товары и услуги (на предметы труда и средства труда) и в связи с их реализацией — на деньги; на рабочую силу. Предложение фирм представлено товарами (предметами труда, средствами труда и предметами потребления), деньгами (в связи с реализацией товаров), рабочими местами.
Отсюда следует: на рынке товаров и платных услуг предложение фирм больше их спроса. На рынке денег и ценных бумаг спрос фирм превышает их предложение. Что касается рынка труда, то фирмы предъявляют здесь спрос на рабочую силу, а предлагают рабочие места.
Работники, представляющие домашние хозяйства, предъявляют спрос на товары (предметы потребления), на деньги (в связи с продажей своей рабочей силы), рабочие места. Предложение же с их стороны сводится к предложению рабочей силы, а также денег для покупки предметов потребления. На рынке труда работники предъявляют спрос на рабочие места, который при полной занятости должен соответствовать предложению рабочей силы.
В основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг — пропорция деления на потребление и сбережение.
Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Первичной ячейкой, где формируются объем и структура потребления, является семья. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накоп¬ленным имуществом.
Сбережение — экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, ко¬торая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — в расчете на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям; цели накопления денег для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного потребления; задачи страховки «на черный день».
Сбережение и инвестирование осуществляются, таким образом, независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин. В экономической системе нет автоматического регулятора, который бы согласовывал между собой объемы сбережения и инвестиций. Однако зная закономерности формирования пропорций между потреблением, сбережениями и инвестициями, можно повысить стабильность состояния экономической систе¬мы. Это одна из важнейших функций государства.
Модели взаимодействия мультипликатора и акселератора основываются на кейнсианской концепции ОЭР и иллюстрирует воздействие изменений величины автономного спроса на экономическую конъюнктуру.
Как было установлено, при наличии резервных производственных мощностей рост автономного спроса на опреде¬ленную величину увеличит национальный доход на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора. Ко¬гда величина эффективного спроса превысит имеющиеся произ¬водственные мощности, предприниматели начнут осуществлять индуцированные инвестиции, объем которых определяется вели¬чиной акселератора. Индуцированные инве¬стиции, становясь составляющей совокупного спроса, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увели¬чивает эффективный спрос и побуждает тем самым к новым ин¬дуцированным инвестициям.
Вернется ли экономическая система к новому равновесному состоянию или нет, будет ли разворачивающийся процесс моно¬тонным или колебательным — на эти вопросы дают ответ модели мультипликатора-акселератора.