Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История становления и развития международного гуманитарного права
Введение
На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых. Только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах».) Причина видится в собственности, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.
Жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала.
Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована путем учреждения соответствующего комитета, который в дальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.
Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войне на суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв войны. Гаагские конвенции распространили этот режим и на морскую войну, они также содержат нормы о военнопленных и о мирном населении.
Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права.
Серьезный сдвиг в отношении мирового сообщества к праву войны наметился только в начале 60-х гг. С рубежа 1950-1960 гг. ООН стала уделять больше внимания указанной проблематике. XVI сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 1653 от 24 ноября 1961 г., в которой объявила незаконным использование ядерного оружия. К сожалению, эффект от этой резолюции был сильно снижен отказом трех ядерных держав – США, Англии и Франции – присоединиться к ней. И все же опыт четырех прошедших десятилетий показал определенную действенность провозглашенной нормы. Ядерное оружие за этот срок ни разу применено не было. И очень вероятно, что в такой сдержанности есть и заслуга акта 1961 г. но, конечно, он нуждается в развитии.
В 1968 году, который был объявлен годом прав человека, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2444 (XXIII), в которой Генеральному Секретарю поручалось после консультаций с МККК изучить вопрос «Уважение прав человека в период вооруженного конфликта». С этого момента вопрос о праве вооруженного конфликта неизменно оставался в центре общественного внимания. Если ранее можно было говорить о взаимосвязи и взаимозависимости таких феноменов, как «право Женевы», «право Гааги» и «право Нью-Йорка», то после принятия резолюции 2444 развернулся и ускорился процесс их слияния, синтезирования в общую платформу. И как раз в этом сыграло свою роль движение Красного Креста. МККК не раз выходил за рамки «права Гааги», в частности, когда в середине 50-х гг. он делал попытки защитить гражданское население от истребления во время конфликтов. В тот период предложения МККК в их полном объеме не могли рассчитывать на безусловный прием: в мире бушевала холодная война, и международное сотрудничество находилось на весьма низком уровне. Но Организация, ее лидеры и активисты не опускали руки. Спустя 10 лет на XX международной конференции Красного Креста в Вене была принята резолюция, в которой, в частности, содержался целый ряд ключевых дл движения положений. В ней, например, утверждалось, что право сторон в конфликте «применять средства, наносящие ущерб противнику, не является ограниченным». В документе содержалось требование запрета «нападения» на гражданское население как таковое. Наконец, ее содержание венчал девиз: «основные принципы права войны применяются к ядерному оружию». Тем самым выдвигалась концепция, объединяющаяся в комплекс соответствующие нормы и качественно поднимающая их на более высокий уровень.
Поскольку в международных конференциях Красного Креста принимают участие правительственные делегации стран-участниц Женевских конвенций 1949 г. обладающих правом голоса, новые подходы МККК в принципе не могли не стимулировать готовности правительств вновь вернуться к развитию и совершенствованию права вооруженного конфликта.19 Таким образом, были созданы условия для сближения, а в какой-то мере и слияния всех трех отраслей международного гуманитарного права.
Важной вехой на этом пути стала созванная по инициативе Швейцарии дипломатическая конференция в Женеве, проходившая в 1974-1977 гг. На ней были приняты подготовленные в основном МККК «Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.» Протокол I касался защиты жертв международных вооруженных конфликтов, Протокол II - защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Оба акта вступили в силу в 1978 г. В настоящее время Женевские конвенции представляют собой наиболее универсальный свод правовых документов всего современного международного сообщества - по данным на 1997 г., 186 государств включили их в свое внутреннее законодательство.20
При всей их важности Дополнительные протоколы имеют существенный изъян. В них не рассматривается вопрос об ограничении применения или запрете ряда видов обычного оружия (напалм, мины, мины-ловушки). Эта проблема стала темой обсуждения на специальных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 и 1980 гг. В результате 10 октября 1980 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Конвенция вступила в силу 2 декабря 1983 г. Тем самым, по крайней мере, в юридическом плане была замкнута цепь норм, гуманизирующих ведение вооруженных конфликтов.
Надежды на скорое исключение войн из жизни человеческого общества, к сожалению, не сбылись. И новый, XXI век открылся бесконечной чередой кровопролитных конфликтов, массовыми человеческими жертвами и страданиями людей, разрушениями природы. В такой обстановке может служить лишь слабым утешением то, что большие войны удалось отодвинуть за видимые горизонты, но и в малых вооруженных конфликтах, в террористических актах и контртеррористических операциях гибнет иной раз больше людей, чем в былых крупных войнах. Вот почему в современной обстановке особую актуальность (наряду с борьбой за общее утверждение мира и безопасности) приобретают усилия общественности, нацеленные на гуманизацию ведущихся столкновений, прежде всего на оказание помощи и защиты мирному гражданскому населению, всем жертвам вооруженного и иного насилия. К счастью, в этом вопросе есть возможность опоры на накопленный опыт и положительные традиции прошлого.
Международное гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.