Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование эмоциональной сферы детей посредством игры
ВВЕДЕНИЕ
В период детства интенсивно развиваетcя организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начи¬нает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.
Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущност¬ные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути.
Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.
Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Характеристика игры как эффективного средства изучения де¬тей с разной степенью полноты и доказательности содержится в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Д. Локк, К.Д.Ушинский, И.А.Сикорский, П.Ф. Каптерев, Д.А. Колоцца, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, 3. и А. Фрейд, А. С. Спиваковская и др.).
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Изучение игры как приема и метода обучения, особенно важно и с точки зрения организации преемственности между дошколь¬ным и начальным школьным звеньями образовательной системы и в методах обучения, и с позиций установления адекватной про¬порции между прямыми и косвенными методами обучения. Этим и диктуется актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования данной курсовой работы – изучение психологических характеристик дошкольников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментально исследовать психологические характеристики дошкольников и выявить уровень психологической готовности детей к школе.
Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также проективные методики:
• Методика "Пикторамма" (модификация методики А. Р. Лурия).
• Методика "Рукавички".