Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 6
1.1. Культура речевого общения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Виды театрализованных игр и их значение в формировании речи детей 4-5 лет 16
1.3.Использование театрализованных игр в процессе формирования культуры речевого общения у детей 4-5 лет 27
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 38
2.1. Выявление уровня сформированности культуры речевого общения у детей среднего возраста 38
2.2. Программа формирования культуры речевого общения детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр 48
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 334 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Просвещение, 1994.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. - 312 с.
5. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С.34.
6. Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л.В. Артемьева. - М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
7. Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании / Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С.174 - 176.
8. Болотина Л.В. Дошкольная педагогика / Л.В. Болотина, Т.С. Комарова, С. П. Баранов. - М.: Академия, 1998. - 240с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду / Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, 1984. – 208с.
11. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - 284с.
12. Власова С. Театр начинается с тренировки / С. Власова // Обруч. - 1997. - № 6. - С. 30.
13. Введенская Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
14. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л. В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. - Ульяновск, 1999. - С.18 - 25.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 1997. - 97 с.
16. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 62 - 67.
17. Генов Г. В. Театр для малышей / Г. В. Генов. - М.: Просвещение, 1998. - 154с.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд - во МГУ, 1998. - 318с.
19. Детское творчество и театрализованное искусство // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. l l.
20. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127с.
21. Доронова Т. Развитие детей в театрализованной деятельности: пособие для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т. Доронова, Е. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72с.
22. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Русский язык, 1981. Ч. 1— 4.
23. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197с.
24. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С.107. - 114.
25. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194с.
26. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? / А. Ершова // Обруч. - 1999. - № 4. - С. 3 - 4.
27. Жукова Ю.М. Формирование речи у дошкольников / Ю.М. Жукова. - М.: Просвещение, 1985. – 238 с.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - T l. - 320с.
29. Камаева Т. Нужен ли детям театр? / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5 - 7.
30. Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / Ю.Г. Караманенко, Т. Н. Караманенко. - М.: Просвещение, 1982. - 191с.
31. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. - М.: Педагогика, 1972. - 150с.
32. Кирсанова, Т. Урок по театрализованным играм / Т. Кирсанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С.131 - 137.
33. Куницына В. П. Межличностное общение / В.П. Куницына, Н.В.Кулагина, В.М. Поголыпа. - Спб.: Питер, 2002. – 314 с.
34. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.
35. Королева М.М. Искусство театра кукол. Основы теории / под ред. В. А. Сахновского. - Л.: Искусство, 1973. - 112с.
36. Курочкина И. Дошкольник и этикет / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С. 12 – 17.
37. Коган М. С. Мир общения / М.С. Коган. - М.: Педагогика, 1990. – 214 с.
38. Кравцова Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С.37 - 41.
39. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя / Т. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 6. - С.72.
40. Левчук З.С. Формирование мотивационной готовности учителей-предметников к развитию интереса у учащихся к предмету // З. С. Левчук, З. Р. Семенова. - М.: Созвездие наук, 2001. - 215с.
41. Леушина Р. Методика развития речи и обучения родному языку / Р. Леушина. - М.: Знание, 1984.- 64с.
42. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 1999. – 256 с.
43. Маханева М.Д Театрализованная деятельность дошкольников / Т. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 11. - С.6-14.
44. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
45. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - С.309 - 319.
46. Мясищев В.Н. Обучение и развитие детей с нарушением интеллекта / В.Н. Мясищев. - М.: Педагогика, 1992. - 324 с.
47. Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике / А.Я. Найн // Педагогика. - 1992. - № 7. - 8. - С.15 - 19.
48. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2001. - Кн. 3 .- 640с.
49. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л.Новосёлова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С.84 - 86.
50. Новейший философский словарь // сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2001. – 1280 с.
51. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 1993. – 928 с.
52. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А.Петровский, Л.М. Ларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993. - 213с.
53. Плакида И. Кукольный театр для малышей / И. Плакида // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С.114 - 116.
54. Поддъяков А.Н. Новые подходы к развитию творчества у дошкольников / А.Н. Поддьков // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.16 - 19.
55. Психология / под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367с.
56. Прима Г.В. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Г.В. Прима // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 5. - С.37-39.
57. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с.
58. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. - 928с.
59. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - С.166 - 170.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328с.
61. Селиванова Л.Т. Кукольный театр в детском саду / Л.Т. Селиванова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 12. - С. 12 - 14.
62. Словарь методических терминов / сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2006. – 539 с.
63. Смирнов Е. Влияние кукольного театра на развитие детей / Е. Смирнов // Дошкольное воспитание. -1981. - № 6. - С.81-83.
64. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр — творчество - дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004. - 208с.
65. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
66. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - С. 117-125.
67. Соковнин В.М. Психология общения / Соковнин В.М. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
68. Томчикова С.Н. Играем в кукольный театр: репертуарный сборник для старших дошкольников / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 35с.
69. Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: дис. канд. пед. наук / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск, 2002. - 211с.
70. Томчикова С.Н. У истоков театра / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 35с.
71. Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков. - М.: Просвещение, 1997. - С.64.
72. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с.
73. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1997. - 176с.
74. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000. - 464с.
75. Фурмина Л.С. Детские театрализованные игры // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - С.180-189.
76. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е.А. Флёрина. – М., 1961. - С.290 - 302.
77. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - 447с.
78. Ширяева В.Г. Детское творчество и театральное искусство / В.Г. Ширяева // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып.11.
79. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд. «Институт практической психологии», 1995. – 416с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Театрализованная игра как средство формирования культуры речевого общения у детей 4-5 лет
ВВЕДЕНИЕ
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.
Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
В посвященных развитию выразительной речи исследованиях М. М. Кониной, А. М.Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П.Усовой, и других отмечается, что умение выразительно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагог