Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР 6
1.1 Развитие связной речи у дошкольников в норме 6
1.2 Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР .9
1.3 Коррекционная работа по устранению ОНР 11
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей формирования связной речи у дошкольников с ОНР 17
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 17
2.2 Проведение и результаты констатирующего эксперимента 18
Глава 3. Развитие связной речи детей с ОНР 25
3.1Направления работы по развитию связной речи детей с ОНР. Формирующий эксперимент 25
3.2Динамика развития связной речи детей с ОНР. Проведение контрольного исследования и анализ полученных результатов 31
Заключение 35
Список литературы 38
Приложения 41
Список литературы
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая кн., 1999. – 621.
2.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с.
3.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. - М., 1977.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
5.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж. 1995.
6. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975.
7.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
9.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
10.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
11.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей с ОНР: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
12.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\ В защиту живого слова. - М., 1966
13.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
14.Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.- С.5.
15.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
16.Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
17.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
20.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.
21.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
22.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М. : АСТ : Астрель: Транзиткнига, 2006. - 159 с.
23.Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: РУДН, 2007. – 91 с.
24.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г
25.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
26.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
27.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
28.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969
29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001, 625с.
30.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
31.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
32.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Издатель –Ювента. М., 2007
33.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста", М., 1977.
34.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
35.Худенко Е.,Шаховская С, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
36.Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
37.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. с.30-31
38.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение. 1989.
39.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984.
40.Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. М., 1923.с.118-119
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование связной речи у детей с ОНР
Введение
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородичем и др. «Связная речь, – подчеркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Исследования связной речи (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Р.И.Лалаева, Д.Ю.Бойков) показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление.
Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связного речевого высказывания детей с общим недоразвитием речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И.Т.Власенко, В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова, С.Н.Шаховская и др.). Несформированность речевых и неречевых психических функций не может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная деятельность по овладению орфографическими умениями и навыками.
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития речи у детей с ОНР в целом и развития связного речевого высказывания в частности, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования «Формирование связной речи у детей с ОНР».