Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава I. Анализ литературных данных по проблеме исследования 7
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе 7
1.2 Симптоматика и этиология дислалии 16
1.3 Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией 28
1.4 Основные направления коррекционно-логопедической работы по исправлению звукопроизношения у детей дошкольного возраста с
дислалией 41
Глава II. Методика и организация экспериментальной части исследования 48
2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования 48
2.2 Характеристика участников эксперимента 49
2.3 Методика констатирующего эксперимента 49
2.4 Методика формирующего эксперимента 53
Глава III. Анализ результатов исследования 74
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 74
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 76
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 85
Список литературы
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
2.Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития//Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.6-20.
3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
4.Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
5.Волкова С.Л. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе. - М., 1969.
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
7.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
8.Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М., 1991.
9.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
10.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
11.Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1972.
12.Каше Г. А.,Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. - М, 1971.
13.Коленчук Н.Н. Нарушения произношения звуков– это серьезно или нет. М., 2005г.
14.Лепская Н.И. О некоторых этапах онтогенетического развития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.3-5.
15.Логопедия в школе: практический опыт/ под редакцией Кукушина В.С.- М. Ростов-на Дону.2004г.
16.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
17.Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
18.Лопухина И.С. Логопедия - 550 упражнений для развития речи.- С-Петербург.1998г.
19.Лурия А.Р. Высшее корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -2-е изд. - М., 1969.
20.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.— с.143
21.Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965.
22.Никашина Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. - М., 1954.
23.Никашина Н.А. Речевое развитие учащихся массовой школы, обучающихся на логопедических пунктах.//Специальная школа, 1963, № 4.
24.Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с
25.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
26.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
27.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
28.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969.
29.Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной, — М., 1968
30.Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994г.
31.Ушакова Т.Н. Психология речи // Тенденция развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 90-101.
33.Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
34.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
35.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
36.Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой. В.И.Селиверстова. - М., 1997. - т. 2.
37.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
38.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
39.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 77–100
30.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
40.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией. (на примере МДОУ № 51 Истринского района пос. Кострово)
Введение
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка, так как речь - это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций, способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение звукопроизношения, отмечаются значительные трудности в овладении навыками речевых и коммуникативных функций. Отклонения в речевом развитии вследствие нарушения всей речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения большое подспорье в этом.
Изучение особенностей звукопроизношения и возможностей специального обучения детей среднего дошкольного возраста является актуальнейшей проблемой современной науки, так как именно от сформированности звукопроизношения и звуковой культуры в целом зависит успешное обучение детей в дальнейшем, овладение навыками чтения и