Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с ФФН
Введение
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма и чтения).
Опираясь на данные ежегодных логопедических обследований можно с уверенностью утверждать, что более 60% дошкольников с нарушением речи составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной стороны у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но все чаще у детей с ФФНР отмечаются некоторые отставания в лексическом развитии, особенно у детей, имеющих среднюю и тяжелую степени фонематического недоразвития.
Список использованной литературы
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) [Электронный документ]//Режим доступа: http://логопедическиезанятия.рф/narushenie-sredstv-obsheniy/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie.html
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
3. Правдина О. В. Логопедия.— М., 1973, 214 с.
4. Белякова Л.И. , Дьякова Д.А. .Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2001,213 с.
7. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991, 154 с.
8. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985, 254 с.
10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с.
12. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- с.96-102.
13. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
14. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001,-251 с.
15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368с.
16. Новиковская О.А. Логоритмика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 272 с.
17. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
18. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2003. – 191 с.